Безенги. Смена "Новичков" (НП1)

Опубликовано 24.09.2014 в 09:45:41
Смена новичков Безенги. Интро.

Начинаю серию заметок про моё знакомство с альплагерем Безенги, спустя несколько месяцев после его посещения. Не знаю насколько это правильно, поскольку многие детали уже, возможно, забылись и "затерлись" другими мероприятиями, но, с другой стороны, рассказ будет более объективным и взвешенным, нежели был бы, при написании этих заметок сразу по возвращении из лагеря.

Идея посетить альплагерь возникла у меня еще летом 2013 года. На тот момент времени я и не знал о существовании не только АУСБ Безенги, но и альплагерей, как таковых вообще. Затем услышал про них от товарищей, стал интересоваться, читать, и задаваться вопросом "зачем конкретно МНЕ это надо?". Я был тогда пареньком, который отчаянно любил путешествия, походы и горы. Покупал потихоньку снаряжение. Но знаний и практики мне не хватало. И, время от времени, я сталкивался с тем, что не знаю как сделать что-то правильно и быстро, когда того требует ситуация. Более того, я не имел общего видения этой самой ситуации. Был какой-то набор "кейсов", которых на тот момент времени мне хватало, и всё.

Затем мы с ребятами поехали в Архыз, где, "покорив" свой первый трёхтысячник и "встряв" на другом, я осознал, что необходимо системное и качественное обучение и практика. И не возникло даже вопроса куда податься, решение было уже на поверхности - АУСБ Безенги. Хотел записаться в смену новичков в августе-сентябре того года, но тогда что-то не срослось у меня и я не поехал. Зато в этом (2014) году, уже мы с товарищем - Денисом Цыганковым, основательно подготовились и поехали на первую смену НП-1 (новичков). На смене примерно две недели мы жили в альпинистском лагере у подножия гор Кабардино-Балкарии, на высоте 2200м., в одной комнате с другими такими же стремящимися ребятами, как и мы, общались с альпинистами разного уровня, обучались основам альпинизма под руководством инструктора, КМС по альпинизму - Семянникова Николая Алексеевича, и в конце смены поднялись на "зачетный" пик Брно по маршруту 1Б, применив полученные знания на практике. Иными словами, это как раз то, что было нужно мне - закрепление уже имеющихся знаний и навыков по альпинизму, получение новых, опыт, общение, приобретение системности и общего видения. Это было прекрасно. Как дальше сложатся мои отношения с альпинизмом, время покажет, а пока хочу написать о своем опыте. Эта "Безенгийская серия" отчетов будет состоять из трёх заметок:

1) Безенги. Об АУСБ Безенги. Здесь я постараюсь рассказать об альплагере, как таковом, о его устройстве, людях, географии, о транспорте и т.д. Не претендую на полноту описания ни в коем разе, просто описываю свои впечатления, не более.
2) Безенги. Смена «Новичков» (НП1). В этой заметке (подробно ниже) я расскажу о своих впечатлениях от прохождения смены новичков. Что и как проходило, какие были занятия, что это дало, чему научился и т.д. Опять же, не более чем мой опыт, при этом очень кратко.
3) Безенги. Восхождение на четырёхтысячник Брно, 1Б. Заметка о нашем зачетном восхождении на п. Брно (4100м.) по маршруту 1Б. За успешное восхождение мы все получили значки "Альпинист России" с соответствующими удостоверениями и "открыли" наши новые альпинистские книжки, записав туда нашу первую официальную вершину.

Смена НП-1. Безенги.

Фотку выше даже выравнивать не стал. Так она выглядит естественно и именно в таком виде дорога мне, так же, как и, например, общая фотка моего класса на пороге моей школы какой-нибудь -дцатилетней давности. Сразу отмечу, что в этих заметках, наряду с моими фотками, будут присутствовать также очень классные фото, сделанные некоторыми моими "однокашниками": Алексеем Асеевым, Анной Сафоновой, Никитой Созоновым, Ярославом Полянским, Маргаритой Королевой и Петей Кравчук. Эта вступительная часть будет присутствовать во всех заметках Безенгийского "цикла".

Итак, смена новичков в АУСБ Безенги. Первый вопрос который у меня возник - "А есть ли свободные места в той смене, которую я хочу посетить (первую смену новичков)?". Но, когда я приехал на базу и увидел количество номеров, домиков, каркасных палаток, сразу понял, что с местами проблем нет. В нашей первой смене было более 40 человек. Плюс, параллельно с нами занималась смена значков и еще другие ребята (школа инструкторов и т.д.). Мест хватало для всех.

Нас было 40 человек со всей России (некоторые ребята были из Белоруссии и Украины). 40 человек, которые приехали сюда за знаниями и опытом. Нас поделили на 4 отряда - по 10 человек в каждом отряде. Причем, делились мы преимущественно сами. Наше отделение - первое отделение - было, на мой взгляд, самым сплоченным и четко определенным в плане состава (во всяком случае, так я воспринимал это). Было такое ощущение, что мы знали друг друга заранее, но на самом деле, большинство из нас не было знакомо на тот момент вообще.

Разбиение на отряды и назначение нам инструкторов было во второй день смены. А в первый день (точнее вечер) был только ужин и свободное время, которое мы провели гуляя по базе,

Безенги

общаясь, знакомясь и раскладывая вещи.

Шестиместный номер. Безенги.

На следующий день после завтрака всю нашу смену собрали в лекционной аудитории, коротко рассказали о лагере и стали делить на отделения и распределять по инструкторам. Причем, замечу,- лично у меня создалось впечатление, что изначально были определенные договоренности по поводу того, кто к какому инструктору пойдет. Поскольку, нашему отделению не дали того инструктора, к которому мы открыто попросились в день распределения и назначили к другому. Но мы не обиделись, в сущности на тот момент времени нам было всё-равно, потому что мы никого из них не знали :) Сначала нам назначили Камала.

Безенги. Я и Камал.

Очень добрый, приятный, отзывчивый и абсолютно спокойный человек. А затем к нам приехал на следующий день новый инструктор, который и взял наше отделение - Семянников Алексей Николаевич.

Безенги. Я и Семянников

Это очень позитивный, общительный, интересный и веселый человек. КМС по альпинизму, чемпион России (траверс Безенгийской стены). Все последующие занятия, включая зачётное восхождение, проходили уже с ним.

Несколько слов о распорядке дня. В 8 утра в столовой был завтрак, поэтому мы старались просыпаться в 7-7:30 утра, чтобы успеть сделать все свои дела, принять душ и т.д. Затем, после завтрака, готовились к занятиям и в девять утра обычно были уже "построены" и рвались в бой) Затем были занятия на базе, либо с небольшой радиалкой куда-нибудь до обеда (обед в столовой был в 14 часов).

Безенги. Мост.

Примерно в 3 часа дня мы продолжали занятия, вплоть до ужина - до 20 часов. Ужинали и наступал "отбой" - свободное время.

План занятий для смен можно скачать в группе "Безенги" в ВК. Если говорить конкретно о нашей смене, то план занятий был следующий: 1 день. Заезд, расселение. 2 день. Выдача снаряги. Узлы, работа с веревкой, перила, страховка. Лекция по медицине. 3 день. Движение по тропам, травяным склонам, сыпухе. 4 день. Транспортировка пострадавших. Организация станций, перил, подъем и спуск по перилам. 5,6 день. Скалолазание. Склальные тренировки. Лазание с верхней страховкой, страховка партнёра. Работа со скальными крючьями, установка станций на скалах. Выход в сторону водопада. 6 день. Подготовка к выходу, составление раскладки, прокат и распределение снаряги. 7 день. Выход под п. Курсантов. Установка лагеря. Снежно-ледовые занятия. 8 день. Тренировка на ледопаде Мижирги. Переход в штурмовой лагерь на 3324м. под Брно. 9 день. Восхождение на Брно. 10 день. Возвращение на Базу. Посвящение в альпинисты, отмечание :) 11 день. Свободное время. Получение документов, сбор вещей. 12 день. Отчаливание на автобусе после завтрака. Это примерный план, я мог ошибиться в распределении занятий по дням, поскольку уже прошло почти 3 месяца.

Поскольку смена рассчитана действительно на новичков, обучение началось с самых азов. Нам рассказывали и показывали как надевать обвязки, как связывать их беседочным булинём, как вязать узлы (восьмерка, грейпвайн для пруссика, пруссик, австрийский проводник, булинь, стремя и др.), как делать усы самостраховки и почему один ус должен быть короче другого, как пользоваться жумаром и восьмеркой, как и зачем использовать схват.

Занятия в АУСБ Безенги

Как делать вертикальные (в том числе и те, которые можно потом сдернуть снизу) и горизонтальные перила, как двигаться по ним, как страховаться. Работали с веревкой - расправляли её, бухтовали, делая по несколько заходов, чтобы рука "забивалась" и вырабатывался навык. Также учились организовывать страховочные станции, делать компенсационные станции. Плюс мы сами все это повторяли и старались доводить до автоматизма, чтобы в "бою" не тормозить.

Каких-то суперновых вещей лично я здесь не встретил, но эта практика однозначно была полезна, поскольку систематизировала и закрепляла мои разрозненные знания.

Затем была лекция по медицине, на которой врач нам рассказывала в общем и целом о том, как следить за собой на высоте, почему надо мазаться кремом от солнца и прокалывать мозоли, как бинтовать эластичным бинтом потянутые конечности, ну и много всего другого. В этот день мы познакомились как раз с нашим инструктором, который вел нас до победного. В этот же вечер, как и во все последующие вечера, мы собирались все вместе в "Тёплом углу" или в баре Тони (подробнее об этих местах написано у меня здесь) и беседовали на темы походов, гор, альпинизма, слушали рассказы нашего кауча и засыпали его вопросами.

Затем нас ждал "первый" выход в горы.

Занятия в АУСБ Безенги

Мы переправились через мост и двинулись налево в сторону от ледника мижирги. Отрабатывали подъем по крутому травянистому склону, по сыпухе. И затем спуск. Для меня это занятие было очень полезным, поскольку я наглядно увидел, что двигаться под углом к склону гораздо приятнее чем в лоб, понял почему нужно двигаться змейкой, особенно на сыпухе, и перестал бояться довольно крутой сыпухи, потому что научился "сёрфить" по ней. Особенно весело во время такого спуска уходить в сыпуху поколено :) Мы практически вылезли на перевал по крутому склону

и затем падали обратно.

Также очень интересными и занимательными были занятия по транспортировке пострадавших. Нам показали как переносить пострадавшего на руках,

Транспортировка пострадавших. Безенги.

переносить его на спине с помощью рюкзака, переносить на бухте, а также делать из треккинговых палок и веревки носилки и использовать их для переноски пострадавшего, который получил сильные повреждения.

Очень интересные (и весьма долгожданные для меня) были занятия на скалах.

Занятия на скалах. Безенги.

С погодой нам не очень везло, но мы успели провести два занятия и полазать несколько скальных маршрутов на "Лапе Бабуина", навесив верхнюю страховку.

Лапа Бабуина

Очень полезным был для меня опыт организации страховки на шлямбурных станциях,

Занятия на скалах. Безенги.

т.к. до этого я страховал только "от себя", через стакан, встёгнутый в обвязку. Также весьма интересным опытом было забивание скальных крючьев и организация станции на них. Когда скальный крюк забивается правильно он "поёт" и эти звуки не сравнить ни с чем!

В один из дней мы сделали вылазку в сторону ледника Мижирги через очень живописный водопад.

У водопада. Безенги.

Вышли примерно до первого "футбольного поля", перекусили и двинулись обратно. В тумане встретили очень фотогеничного тура.

Безенги. Тур в тумане

После того как нам были даны базовые знания, мы стали готовиться к выходу в высокогорную зону и зачетному восхождению на п. Брно. Выход планировался на 4 дня и 3 ночевки. На подготовку был выделен по сути, целый день. За этот день мы получили в прокат палатки, горелки, баллоны, котлы, распределились кто с кем будет "жить", распределили общую снарягу по участникам, Аня Сафонова взяла на себя составление продуктовой раскладки на наше отделение на все время выхода. Надо сказать, получилось у нее все очень хорошо, хотя в процессе и были небольшие разногласия по поводу питания у нас в отделении. Это всё было довольно полезно для меня, поскольку раскладку я никогда не составлял. Мы собирали рюкзаки,

Рюкзаки. Безенги.

готовили свою снарягу, а также уточняли маршрут нашего зачетного восхождения. Впереди было 2 дня работы на леднике (занятий, тренировок) и восхождение на пик Брно по маршруту 1Б (по Южному гребню).

Когда все было готово, собраны рюкзаки, набитые помимо личных вещей и снаряги пакетами с едой и общественным снаряжением, утром мы уже стояли построенные и были готовы к выходу. Но вышли мы не сразу, а позже, поскольку около часа стояли и ждали другие отделения, которые потом прошли вперед нас и даже не поздоровались. В тот момент мне стало ясно, что между отделениями присутствует и очень четко ощущается соревновательный момент, и не менее четко чувствуется какой-то политический момент.

Движение к БЛ. Безенги.

Итак, мы добрались до курсантских ночевок, и, если опустить некоторые организационные подробности, стали разбивать лагерь.

Обзорное видео в лагере:

Места просто шикарные.

Безенги. Под курсантами.

Потрясающие виды!

Ледопад Мижирги

Безенгийские четырёх и пятитысячники.

Безенги

Разбив лагерь и наскоро пообедав (за приготовление еды и чая отвечали дежурные, а кто когда дежурит было определено заранее),

Обед в Б.Л. Безенги.

мы взяли кошки, ледорубы и вышли на наше первое снежно-ледовое занятие. Непосредственно до ледника нам еще нужно было добраться по камням, но справились. Здесь мы учились надевать и снимать кошки, ходить в кошках по ровному снегу и льду, двигаться по склону лесенкой, ступенями, траверсировать склон, спускаться и подниматься в 3 такта с ледорубом и многое другое.

Тренировки в Аусб Безенги.

Вот что не показали - это как зарубаться ледорубом во время срыва. Хотя, возможно, просто негде было. Плюс мы отрабатывали самозадержание на травянистом склоне и примерно представляли что к чему. Было довольно увлекательно и интересно.

На второй день тренировок мы занимались еще более интересными вещами - учились работать с ледобурами, организовывать на них станцию, навешивать перила, подниматься и спускаться по перилам на довольно крутом леднике, двигаться по льду, нагружая горизонтальные перила, перепрыгивать трещины и т.д.

Снежно-ледовые занятия. Безенги.

Это было для меня очень полезно и интересно! Особенно часть про ледобуры).

После того, как мы вернулись с занятий во второй день, мы быстро пообедали и стали собирать лагерь. Нас ждал довольно крутой взлёт к лагерю у подножия Брно и установка штурмового лагеря на высоте 3324м. Подъем был действительно довольно крутой и затяжной (особенно, сразу после обеда). Кроме того, с каждым шагом я устанавливал всё новые и новые личные рекорды высоты, :) поэтому когда я уже выходил на выполаживание я прямо радовался :)

Подъем в штурмовой лагерь. Безенги.

Установили штурмовой лагерь. Здесь было довольно холодно, оделся. Впервые мне предстояло ночевать на такой высоте.

Штурмовой лагерь. Безенги.

Вокруг все затянуло облаками, но все-равно было очень красиво!

Мы поужинали и легли спать. Завтра нас ждал ранний подъем в 3:30 утра и восхождение на четырёхтысячник Брно по маршруту 1Б, которое подробно описано в отдельной заметке. Здесь скажу только, что из нашего отделения поднялись и спустились все благополучно.

Фото отделения с видом на Брно. Безенги.

Правда мы спустились в лагерь уже часам к 6-7 вечера, поэтому было решено оставаться еще на одну ночевку в штурмовом лагере. Мы поужинали, посидели пообщались с инструкторами, затем разбрелись по палаткам и завалились спать.

На следующее утро мы проснулись довольные и счастливые, эдак часиков в 8-9 утра, позавтракали, собрали лагерь и двинулись всей толпой смены к первому "футбольному полю" - довольно красивой поляне. Когда все мы там собрались, поступила команда от Адельби - всем надеть обвязки, каски, повесить спусковухи, жумары, навязать усы. Короче говоря, быть в полной "боевой готовности", но для чего - не сказали. Конечно мы догадывались тогда, что, вероятно, нас будут поздравлять на базе, поэтому мы должны выглядеть соответствующе.  Но никто тогда нам этого не сказал, поэтому подобное требование вызвало недоумение у некоторых ребят. Тем не менее, мы всё выполнили и построились в 4 шеренги - 4 отделения. А затем от футбольного поля без остановок в довольно бодром темпе двинулись к нашей базе, где нас уже ждали, чтобы поздравить и посвятить в альпинисты.

Ждем церемонии. Безенги.

Подробности поздравления я, само собой, описывать не буду, однако одну деталь "засвечу" - нужно будет поцеловать ледоруб, намазанный острым соусом.

Посвящение в альпинисты.

Вот мы, довольные, после посвящения, кричим "Ура!" :)

Посвящение в альпинисты. Безенги.

Вот так это было. Наша первая смена подходила к концу. Мы стали альпинистами России. Впереди нас ждало "отмечание", оформление книжки альпиниста,

Книжка альпиниста.

вручение значков "Альпинист России"

Значок альпинист России.

с удостоверениями и отъезд домой. Вручали значки и документы нам в "торжественной" обстановке наш инструктор и Али Хусеевич Анаев - директор альпбазы Безенги. Было довольно приятно. Он рассказал про лагерь, про задачи, которые стоят перед ним, мы слушали и задавали вопросы.

В конце заметки хочу сказать несколько слов о досуге на базе во время смены. Поскольку с 9 часов вечера у нас было "свободное время", а спать хоть и хотелось, но было слишком уж не интересно, времени свободного у нас хватало. Плюс к этому, последний резервный день смены также был наш. Заядлые футбольные болельщики уходили в "Тёплый угол" и смотрели свой чемпионат по телеку. Кто хотел - мог в том же тёплом углу просто почитать, посидеть и пообщаться. Прямо в нашем здании был бар с барменшей Тоней, где мы заказывали пиво (безалкогольная альтернатива - парное молоко и кофе), съедали что-нибудь вкусное типа хычина, играли в карты и шахматы. Тут тоже был телек, но он обычно только мешал. Также в баре была "казенная" гитара (или даже две). Завладев ей, Денис и Марго в последний вечер устроили настоящий концерт. Также в последний день мы просто ходили гулять по "району". Кто-то отправился на водопады. Мы с Денисом хотели дойти до Миссес-Кош, но в итоге просто засели над мореной на камне и разговаривали разговоры. Потихоньку на нас спускался туман... Наше успешное восхождение мы отпраздновали в сауне, которая хоть и оказалась не шибко горячей, но в целом в хорошей компании нашей смены, да еще и с пивом, было всё очень классно. А еще мы вязали узлы. Не знаю делали ли это ребята из других отделений, но мы просто так, не столько даже для повторения и закрепления, сколько для удовольствия вязали узлы, используя петли, которые нам выдали в качестве общественной снаряги. Вязали на руках, ножках кроватей, перилах. Эх..

Пожалуй, пора заканчивать заметку. Однако, у меня есть стойкое чувство, что упустил какие-то важные вещи. На самом деле, почти невозможно в формате заметки полноценно описать те замечательные дни, которые мы прожили вместе в Безенги на смене новичков, но общее краткое описание, я надеюсь, представить у меня получилось. И если перед вами стоит вопрос формата "ехать или не ехать?", мой ответ будет однозначно утвердительным!

А дальше можно почитать про наше зачетное восхождение на пик Брно по маршруту 1Б.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Альпинизм, Скалолазание
Регион: Кабардино-Балкарская республика, Безенги
Время года: Лето
Объект: Горы, Реки, Водопады, Скалы, Ледники, Водоёмы
Ваш комментарий будет первым!