Безенги. Об АУСБ Безенги.

Опубликовано 24.09.2014 в 00:12:23
bezengi_intro (Гестола)

Начинаю серию заметок про моё знакомство с альплагерем Безенги, спустя несколько месяцев после его посещения. Не знаю насколько это правильно, поскольку многие детали уже, возможно, забылись и "затерлись" другими мероприятиями, но, с другой стороны, рассказ будет более объективным и взвешенным, нежели был бы, при написании этих заметок сразу по возвращении из лагеря.

Идея посетить альплагерь возникла у меня еще летом 2013 года. На тот момент времени я и не знал о существовании не только АУСБ Безенги, но и альплагерей, как таковых вообще. Затем услышал про них от товарищей, стал интересоваться, читать, и задаваться вопросом "зачем конкретно МНЕ это надо?". Я был тогда пареньком, который отчаянно любил путешествия, походы и горы. Покупал потихоньку снаряжение. Но знаний и практики мне не хватало. И, время от времени, я сталкивался с тем, что не знаю как сделать что-то правильно и быстро, когда того требует ситуация. Более того, я не имел общего видения этой самой ситуации. Был какой-то набор "кейсов", которых на тот момент времени мне хватало, и всё.

Затем мы с ребятами поехали в Архыз, где, "покорив" свой первый трёхтысячник и "встряв" на другом, я осознал, что необходимо системное и качественное обучение и практика. И не возникло даже вопроса куда податься, решение было уже на поверхности - АУСБ Безенги. Хотел записаться в смену новичков в августе-сентябре того года, но тогда что-то не срослось у меня и я не поехал. Зато в этом (2014) году, уже мы с товарищем - Денисом Цыганковым, основательно подготовились и поехали на первую смену НП-1 (новичков). На смене примерно две недели мы жили в альпинистском лагере у подножия гор Кабардино-Балкарии, на высоте 2200м., в одной комнате с другими такими же стремящимися ребятами, как и мы, общались с альпинистами разного уровня, обучались основам альпинизма под руководством инструктора, КМС по альпинизму - Семянникова Николая Алексеевича, и в конце смены поднялись на "зачетный" пик Брно по маршруту 1Б, применив полученные знания на практике. Иными словами, это как раз то, что было нужно мне - закрепление уже имеющихся знаний и навыков по альпинизму, получение новых, опыт, общение, приобретение системности и общего видения. Это было прекрасно. Как дальше сложатся мои отношения с альпинизмом, время покажет, а пока хочу написать о своем опыте. Эта "Безенгийская серия" отчетов будет состоять из трёх заметок:
1) Безенги. Об АУСБ Безенги. Здесь (рассказ начнется ниже) я постараюсь рассказать об альплагере, как таковом, о его устройстве, людях, географии, о транспорте и т.д. Не претендую на полноту описания ни в коем разе, просто описываю свои впечатления, не более.
2) Безенги. Смена «Новичков» (НП1). В этой заметке я расскажу о своих впечатлениях от прохождения смены новичков. Что и как проходило, какие были занятия, что это дало, чему научился и т.д. Опять же, не более чем мой опыт, при этом очень кратко.
3) Безенги. Восхождение на четырёхтысячник Брно, 1Б. Заметка о нашем зачетном восхождении на п. Брно (4100м.) по маршруту 1Б. За успешное восхождение мы все получили значки "Альпинист России" с соответствующими удостоверениями и "открыли" наши новые альпинистские книжки, записав туда нашу первую официальную вершину.

Смена НП-1. Безенги.

Фотку выше даже выравнивать не стал. Так она выглядит естественно и именно в таком виде дорога мне, так же, как и, например, общая фотка моего класса на пороге моей школы какой-нибудь -дцатилетней давности. Сразу отмечу, что в этих заметках, наряду с моими фотками, будут присутствовать также очень классные фото, сделанные некоторыми моими "однокашниками": Алексеем Асеевым, Анной Сафоновой, Никитой Созоновым, Ярославом Полянским, Маргаритой Королевой и Петей Кравчук. Эта вступительная часть будет присутствовать во всех заметках Безенгийского "цикла".

Альплагерь "Безенги" или АУСБ "Безенги" (альпинистская учебно-спортивная база), на мой взгляд самый известный и развитый альплагерь в России (я в других не бывал, мне сравнивать не с чем, просто сужу по тому что, как минимум, на сайте "ФАР" баннер "Безенги" присутствует на главной странице).  Лагерь этот имеет долгую и интересную историю.

Лого АУСБ Безенги

На момент моего посещения ему было 55 лет (т.е. он существует с 1959 года). Подробную информацию о самом лагере и о сменах можно получить по адресам: www.bezengi.ru и vk.com/bezengi. Причем, на первом сайте по большей части общая информация, а в группе в ВК очень много вопросов и ответов по теме посещения смен. Просто масса. Среди общей каши и десятков повторов, на которые администрация лагеря отвечает c заслуживающим восхищения терпением, можно выудить действительно важные вопросы и ответы на них. Также на сайте и в группе в ВК можно скачать бланки документов и описание программ смен.

А вообще, общая схема записи на смену выглядит так: скачиваешь бланк ходатайства на пропуск в погранзону (сам бланк и советы по заполнению присутствуют по адресам, указанным выше), заполняешь его, указывая максимальный диапазон дат, отсылаешь по email и всё. Можно собирать рюкзак и покупать билет на поезд, автобус или самолёт (да, еще желательна медсправка с анализами крови, мочи и кардиограммой. На сайте и в группе в обсуждениях пишут (или писали на момент моего прочтения оных), что она лишь "желательна", но врач альпбазы считает иначе :)).

Плавно подошли к вопросу расположения лагеря и транспорта. Альплагерь находится в Черекском районе Кабардино-Балкарии. От Нальчика нужно двигаться на юго-запад, до одноименного поселка, а затем в глубь ущелья. По этой ссылке можно посмотреть расположение альплагеря Безенги. А здесь - Безенги на карте Wikimapia. База действительно расположена в самом сердце Кавказских гор. К ней вплотную подходят ледники Мижирги и большой ледник Безенги (Уллу-Чиран). Если идти в сторону последнего, попадаешь в пограничную зону с Грузией и можно встретить погранцов (мы с Денисом встретили), о чем предупреждает соответствующая табличка. Главное, иметь с собой паспорт и пропуск в погранзону, для получения которого и делается ходатайство, и никаких проблем не возникнет. А вообще, Безенги - место просто уникальнейшее с точки зрения географии. Здесь находится знаменитая Безенгийская стена - это высочайшие четырёх- и пятитысячники Европы (после Эльбруса). Такие вершины как Гестола, Ляльвер, Катын, Джанги-Тау, пик Шота Руствели, Шхара образуют Безенгийскую стену, по которой идет граница с Грузией. А вершины Дыхтау, Пик Пушкина, Пик Боровикова, Коштантау образуют более близкую к альплагерю гряду. Рядом с базой подготовлена целая куча склолазных трасс разной степени сложности. Практически в шаговой доступности присутствуют все типы рельефа - от травы и крутых качественных сыпух до ледопада и снежно-ледовых кулуаров. Но вернемся к транспорту.

Дорога до лагеря идет непростая. В летнее время при нормальной погоде сюда можно добраться разве что на джипе или кроссовере. Хотя на базе я видел припаркованную "приору".. Но я бы на легковушке сюда ехать не рискнул. У лагеря есть два "офиса" - в Нальчике и в Минводах. Для участников базы организуется бесплатный (входит в стоимость путевки) трансфер на пазиках (так было у меня по крайней мере) от офисов до Базы. И это очень круто и даже забавно, ехать в "местном" пазике и впитывать местный колорит под местный "плейлист" водилы. В Минводы можно добраться на поезде или самолёте. А в Нальчик проще всего на автобусе. Из Краснодара мы с товарищем добирались на прямом автобусе Краснодар-Нальчик. Стоимость билета была в районе 900 рублей (с багажом). Обратно нас забрасывали от базы на подобном автобусе (пазике), только другой водитель и ехали мы до Минвод. Там мы хотели сесть на поезд и доехать до Краснодара с комфортом, растянувшись на полках купе с бутылкой вина, но на деле мы еле нашли свободные места в купейном вагоне (билеты обратно лучше покупать заранее!), плюс поезд шел ночью - так что мы просто спали. И до вина дело не дошло, а закончилось всё пивом в местной привокзальной "минводовской" кафехе :), поскольку поезд был в одиннадцатом часу вечера, а автобус в Минводы нас привёз в 2-3 часа дня.

Итак, первое что мы увидели на пути к Безенги - это город Нальчик. Столица Кабардино-Балкарии. Впечатления определенные имеются, выражу их в своем стиле - неполными предложениями. Нальчик. Оживший островок Советского Союза.

Нальчик

Улицы в стилистике середины - конца 90х (сравниваю с Краснодаром).

Проверка паспорта и запись фамилии при входе на территории ж/д вокзала. Очень низкие цены в общепите. Редкие ДПСники и милиция с калашами и в брониках. Просто гигантский городской парк, плавно переходящий в лес.

Красивые фонтаны перед зданием администрации.

Нальчик

Большие толпы возбужденных, подозрительно выглядящих местных молодых людей. Канатная дорога к ресторану "Сосруко" (который мы так и не увидели). Вот такие вот впечатления. Но город понравился, приятный, спокойный. Однако, по парку в сумерках я в одиночестве гулять, наверное, бы не рискнул.

От Нальчика до альплагеря ехать примерно 3-4 часа. Движение проходит по красивейшему ущелью. Простора такого масштаба до того момента я не видел ни разу. Самый "простор-простор" для меня был в Лаго-Наки. После примерно 2 часов движения останавливаемся на погранпосту и регистрируемся, выходя из автобуса и давая паспорт, все как положено. У поста произрастают кустарники с интересной формой листьев :) (Денис заметил).

Растет у погранпоста

Приехали на базу и выгрузились. Первое что я ощутил - жуткий холод. В Нальчике я был в шортах и футболке, здесь же согрелся только тогда, когда надел термуху, пуховик и теплые штаны.

АУСБ Безенги

Нас поприветствовал Алий Анаев - директор альпбазы, расcказал как и что нам делать, куда идти, где размещаться, сделал небольшой тур по самой базе. О быте я расскажу ниже, а подробности о смене уже будут в другой заметке.

Общий вид базы, сфотографированный с небольшого пригорка:

Безенги. Общий вид.

На территории альпбазы возможны следующие виды проживания: в своих палатках, установленных на отведенном для этого участке, в палатках с нарами на несколько человек, в домиках без удобств (6-ти и 2-х местные номера), в домиках с удобствами, в Сакле или вообще в башне (там наверное вообще круто!).

Безенги. Сакля.

Большинство из нас (во всяком случае почти всё наше отделение) жили в шестиместных номерах без удобств. Там только кровати двухэтажные, стол и шкаф.

Шестиместный номер. Безенги.

Места немного, но нам было очень уютно в них. Рядом с домиками расположены умывальники, туалет (эпичный туалет без дверей в кабинках - как кто-то из наших заметил: "Мда.. здесь не почитаешь!"), чуть ниже душевые (где была горячая вода, но график её подачи не уточнялся, можно было попасть на "холодный душ"), прачечная (там самостоятельно можно стирать вещи и "заказывать" стирку в машинке). В "сердце" базы расположена столовая. Это просто лучшая столовая из тех, что я видел! Вкуснейшая еда, простор и заботливый персонал! Все быстро и вовремя. Рядом со столовой продуктовый склад, где мы выкупали продукты на выход. Рядом просто склад, где брали постельное бельё. За столовой расположен так называемый "чуркодром" (термин как услышал так и передаю), где можно тренировать всякие "мультипитчевые штуки" (думаю для моего уровня такое определение будет самым верным). Около него есть сауна, в целом вполне сносная. Возле нашего корпуса (фактически, в нашем корпусе) был бар с "барменшей" Тоней, которая всегда готова была продать нам бутылочку местного пива или стакан парного молока от местных (гуляющих по территории базы) коров. Все остальное тоже было очень вкусное, особенно кофе и хычины! За нашим корпусом располагался довольно уютный "Тёплый угол" - некое подобие кафе-клуба, где можно было собраться вечером, обсудить что-то, посмотреть телевизор (тем, кому это нужно), просто перекусить и пообщаться, почитать журнал или книгу (там прямо-таки мини-библиотека) или зарядить телефон. Здесь кстати два этажа. А в центре помещения прекрасный макет близлежащих горных массивов, с лазерной указкой на привязи). В здании "Тёплого угла" также расположены административные помещения, прокатный пункт снаряжения и номера инструкторов, а также те номера для участников, которые "с удобствами". Рядом было расположено еще несколько корпусов, еще один туалет и КСП, где можно было взять официальное описание маршрута, подписать маршрутный лист и решить все такие вот "официальные" вопросы. Рядом со столовой (фактически, в одном здании) была лекционная аудитория с интересными дидактическими материалами и, фактически, мини-музеем альпинисткой снаряги. Медчасть с врачом расположена была в том же здании, где мы жили. Такой вот быт. Кратко, но содержательно.

Пожалуй, одни из самых приятных и ярких впечатлений оставили люди. Все люди, которые живут и работают на базе - в столовой, в прачечной, на складе, в баре - очень добрые и отзывчивые. Эта доброжелательность прямо-таки подкупает, особенно человека привыкшего ко, в лучшем случае безразличному, в худшем - хамскому отношению в повседневной жизни. Да, не все такие добрые и отзывчивые, прямо противоположный опыт общения у меня тоже был, но об этом мне не хочется рассказывать. Особенно важным, я считаю, было то, что практически все люди, находящиеся на территории базы, имеют отношение к альпинизму. Здесь и "значки", которые находятся на смене и защищают третий разряд, и инструктора-курсанты и "школьники" - спасатели. Это настолько приятно и полезно. Этим "заряжаешься".

Безенги.

Также обращаешь внимание на старожилов - взрослых и даже пожилых мужчин и женщин, обедающих за отдельным столом. Это прямо-таки особая порода людей. Они ходят медленно, степенно. И в их глазах читается что-то такое сильное, но неуловимое... Некая печать. И сразу понимаешь, что за свою долгую жизнь они видели что-то такое, чего ты даже представить не можешь! И это настоящие взрослые люди, которые связали свою жизнь с альпинизмом.

Инструктора также очень интересные и приятные люди. У нас было два инструктора. Первый - Камал (фамилии его я не знаю). Насколько я понял, он МЧСовец. Добрейший, спокойнейший человек, который вёл у нас занятия в течение первого дня.

Безенги. Я и Камал.

Затем нас обучал Семянников Алексей Николаевич - КМС по альпинизму. Позитивный и интереснейший человек!

Безенги. Я и Семянников

Вечерами мы собирались в теплом углу и он рассказывал разные истории из своего альпинистского прошлого. В частности эпизоды из эпичного траверса Безенгийской стены. Он делился своим опытом и одновременно веселил нас. Но особенно меня впечатлило то, как он в относительно критической ситуации быстро "построил" всё наше отделение на вершине Брно и разрулил все наши "заминки" на высоте.

И несколько слов по поводу окрестностей базы.

Безенги

Места действительно прекрасные. Утренние виды с самой базы впечатляют.

Рядом с базой течет горная река, через которую проброшен мост.

Безенги. Мост.

Перейдя через него можно пойти в сторону ледника Мижирги. Там есть водопад (насколько я понял, даже не один).

Безенги

В другом направлении движение идет вдоль скал с романтичным названием "Лапа бабуина".

Лапа Бабуина

Поляны и луга изобилуют цветами.

На склонах гор встречаем туров и серн.

Безенги. Тур в тумане
Безенги

Серны очень общительные :)

Надо понимать, что мы здесь у них в гостях и вести себя соответственно, но в то же время прятать мусор и продукты, поскольку они очень быстро приходят за едой и "минируют" всё вокруг.

Не редким явлением был камнепад (особенно если углубиться в сторону второго "футбольного поля", под "курсантские ночевки". Ночью я несколько раз просыпался в палатке от нереального грохота и казалось, что вот-вот громадные камни размажут наш лагерь... А потом привык. На фото ниже результат таких вот камнепадов - гигантский валун, прилетевший прямо на тропу.

Последствия камнепада

Сход лавины тоже встречался довольно часто, даже в конце июня. Одну лавину даже удалось запечатлеть на видео.

Закончу своё повествование, остановившись, пожалуй, на прокате снаряжения. Для участников первой смены (новичков) прокат снаряги бесплатный (правда снаряга вся либо ВЦСПС, либо Vento). Но зато там есть всё необходимое: обвязки, каски, жумары, ледорубы, карабины, репики, усы, восьмерки и т.п. Даже пенки. На выход также дают в прокат палатки - но это уже платно.

Такой вот кратенький обзор альплагеря Безенги, основанный на моих впечатлениях. Дальше можно почитать заметку про смену новичков (НП-1).

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Альпинизм, Экскурсии
Регион: Кабардино-Балкарская республика, Нальчик, Безенги
Время года: Лето
Объект: Горы, Реки, Лес, Водопады, Скалы, Города, Парки и дендропарки, Водоёмы, Рукотворное
Ваш комментарий будет первым!