На Собер-Баш от Планческих скал и обратно за один день

Опубликовано 12.11.2017 в 17:36:05
Интро к забегу на Собер

Идея сгонять на Собер, стартуя от Планческих скал возникла как-то сама-собой еще в прошлом году, и, периодически, я к ней возвращался, стараясь подобрать подходящий для неё формат. Для самостоятельного ПВД это слишком уж простой маршрутец. А совмещать его, например, со скалолазной тренировкой тоже не особо хотелось (как минимум, из-за нежелания без толку переть на себе верёвку и снарягу). А вот формат одного дня для данного маршрута идеален. Протяженность этого маршрута почти 20км. Набор\сброс высоты в районе полукилометра. Я сходил его за 5 часов один. Маршрут приятный, живописный. Правда, примерно пятая часть маршрута - буреломинг, но, в принципе, вполне проходимый и, я думаю, обходимый (при желании).

Припарковался напротив беседки, где начало подъема на Планческие скалы. Вышел на маршрут в 7:30 утра (начало ноября). Первая часть маршрута - прямая тропка в северо-западном направлении к развилке на Солёную балку. Я по привычке ушел дальше по дороге в район стоянок, но заметил, что не по той нитке иду и быстро перебрался на нужную тропу. В лесу стоял не очень густой туман, обещающий теплый осенний день.

Утренний туманный лес
Лес в тумане

По пути встречались мне такие вот довольно крупные грибочки (о пригодности которых к употреблению в пищу мне ничего не известно)

Гриб
Грибы на тропе

и поражающие воображение лесные инженерные сооружения

Мостик через овраг
Живописный мостик через овраг

Затем, на первом перекрестке я забрал на запад, по наиболее короткому маршруту к перекрестью троп в Солёной балке. Дойдя туда и перевалив через балку и ручей, стал планомерно забирать на север в сторону Собера. Надо сказать, что тропы, как таковой, здесь не было. Периодически просвечивала еле заметная докембрийская колейка, не более того. Так что это был первый участок с буреломингом на маршруте. При этом шел постоянный набор высоты. Когда остановился подышать и обернулся, увидел чудное зрелище:

Солнце пробивается сквозь туман

Солнце разгоняло туман и становилось тепло. Я снял штормовку, приторочил ее к своему маленькому рюкзаку и двинулся дальше. Подъем был довольно нудным, но я видел, что скоро выйду на относительно хорошую дорогу, идущую вокруг Собера и берущую его как бы в кольцо, поэтому шел даже не особенно ища тропу - просто на север.

А, между тем, справа Собер со своими вышками уже проглядывал сквозь ветви голых деревьев.

Собер уже виднеется

Также был уже отчетливо виден скально-осыпной выход породы на юго-западном склоне горы Собер-Баш. Я все-таки упёрся в дорогу и вышел на нее, затем повернул направо. По дороге было идти легко и приятно, но моё счастье продлилось недолго, т.к., как я уже сказал, дорога опоясывала Собер и уходила под скальный выход, а мне нужно было подниматься на вершину над ним (над выходом), так что, не пройдя по хорошей дороге и километра, я свернул налево в лес, где OSM рисовал очередную мифическую тропку, идущую прямиком к вершине. Конечно никакой тропы я не нашел, и это был второй участок с буреломингом, только подлесок здесь был более навязчивым и угол подъема побольше.

Но, понимая, что мне в общем и целом по прямой до вершины осталось не более километра с набором высоты метров триста, я был готов даже пробуреломить этот участок полностью, так что продолжил движение, маневрируя между поваленными деревьями и сгустками подлеска. Но относительно скоро я набрел на (по всем признакам) старенькую dh-трассу с трамплинами и укрепленными участками (на OSM написано "Старая Красная", что бы это ни значило). Там даже есть метки, довольно много меток. Я возрадовался и продолжил свое движение по этой трассе. Крутизна подъема все время увеличивалась, и, к тому времени, как я вышел на открытую поляну, она уже достигла ~45 градусов. Отсюда уже рукой подать было до вышек и очень скоро я поднялся на вершину Собер-Баш. Вот такие замечательные виды открывались с вершины на юго-запад.

Люблю я такие виды. Это родная мне природа невысоких предгорий Кавказа...

Подъем занял у меня ровно 2.5 часа. Для почти 10 километров с набором в пол километра, это для меня, в целом, не плохо. Сфоткавшись на вершине

Дружелюбный Роман на вершине Собер-Оашх

и закусив орехами, я передохнул минуток десять и двинулся вниз. Уйдя от вышки, я попал в весьма интересную ситуацию - оказался на какой-то внутренней территории какого-то объекта (очевидно, связанного с вышкой), огороженной забором с колючей проволокой. Видимо, когда они огораживали территорию, они не предполагали, что кто-то может попасть к ним через "тылы". Обдираться, перелезая через колючку не хотелось, так что я предположил, что где-то ограждение должно было отсутствовать. Навскидку ушел направо, и, действительно, в том месте, где начался лес, закончился забор. Я вспомнил в какой стране нахожусь и не стал этому удивляться. Двинулся дальше. Спускаться я планировал не по пути подъема, а с юго-восточной части Собера через водопады и прочие чекпоинты, о которых я слыхом не слыхивал во времена  моего первого посещения этой горы в далеком 2013 году. Таким образом, я траверснул Собер, как бы это ни звучало.

Спуск до первого водопада занял всего минут 10, потому что это был бег по довольно крутому скольскому склону с раскисшей грязью. Любой другой способ спуска таил в себе риск упасть и больше не отмыться. Итак, водопад "Мужские слёзы". Это как раз тот случай, когда название отражает содержание.

Далее я пошел по слабо читаемой тропке, которая пересекла ту самую кольцевую дорогу, о которой я упоминал выше (назовём её СКАД - Соберовская Кольцевая не-Автомобильная Дорога). Через пару минут выхожу ко второму водопаду, под названием Утаённый.

Немного цветов на спуске:

Цветы на спуске с Собера

и еще вот таких:

Также слева от ручья, если верить OSM карте, расположена парочка дольменов, но мне они были не особо интересны и я просто продолжил свой спуск, местами переходящий в буреломинг. Затем я вышел на хорошо читаемую тропку, уходящую на восток и пошел по ней. Наиприятнейшая тропка, но наскучила быстро. Терпения дойти до поворота мне не хватило, и я свернул вправо и просто срезал пару сотен метров напрямую через лес. Выкатился на дорожку, которая как раз мне была нужна. Отсюда оставалась всего пара-тройка километров до Крымской Поляны, куда я планировал выйти.

Удивительно, но спустя несколько сотен метров начался подъем. Противный, затяжной, не крутой, но и не пологий, абсолютно бессмысленный подъем. Откуда, чёрт подери, здесь было взяться такому подъему? Полтора километра этого подъема, которые я прошел почти без остановки, измотали меня, в целом еще полного сил путника, и, дойдя до беседки на очередном перекрестке (мне кстати попадалась пара добротных хороших беседок на маршруте, одна из них даже с поленницей, полной сухих дров), я просто сел и начал отдыхать, залипнув тут минут на десять-пятнадцать (хотя до финиша оставался километр). Закусил орешками и маленьким сниккерсом, купленным по случаю заранее, запил водой (я брал с собой литр минералки, который выпил и затем пополнил свой запас вкусной местной водичкой в районе первого водопада).

Этот отдых меня хорошо поправил и я двинулся дальше. Быстро дошел до поворота на Крымскую поляну, сбросил оставшуюся высоту и вышел на базу. Парочка людишек играли в футбол. Моё появление "в тылу" базы в этот час не вызвало у них никакой реакции, зато вот эти вот ребята встретили меня с искренней радостью! А как я был им рад...

Жаль, что у меня не было времени задержаться и провести с ними побольше времени! Жаль что у меня не было с собой ничего кроме орехов из съестного! Как бы это банально не прозвучало, животные - ...они прекрасны. В моих глазах они так сильно контрастируют с большинством людей. Но сейчас не об этом. От Крымской поляны по дороге я быстро дотопал до машины. Спуск, вместе с отдыхом, водопадами и т.п. занял у меня так же 2.5 часа. Таким образом, все мероприятие заняло у меня 5 часов.

Подытоживая, хочу сказать, что ключевым моментом этого забега для меня получилась комбинация из следующих трёх факторов: 1. новизна (до этого я не ходил этим маршрутом и построил его чисто умозрительно по карте OSM, сознавая все возможные приколы, связанные с этим), 2. скорость (я закладывал на маршрут 6 часов, прошел за 5), и 3. тот факт что я ходил один. Получилось довольно занятно. До этого я уже пару раз устраивал себе одиночные походы и не раз ночевал один в лесу. Должен заметить - это не то же самое, что идти группой. Однако, мне всё более интересен именно одиночный формат.

Вот карта местности:

Подъем на Собер-Баш от Планческих скал за один день. Скачать трек.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Скайранинг, бег
Регион: Северский район, Краснодарский край
Время года: Осень
Объект: Горы, Реки, Лес, Водопады, н/к, Горы до километра, Водоёмы
К заметке приложены треки: plani_sober_plani.zip
Ваш комментарий будет первым!