Безенги. Гора Гидан по западному гребню (1Б) и по юго-восточному гребню (2А).

Опубликовано 08.07.2015 в 22:27:53
gidan_intro

Прошел год и мы с Денисом вернулись в альпинистский лагерь Безенги, несмотря на ощутимое увеличение стоимости смен (по сравнению с прошлым годом). Год назад мы проходили первый этап начальной подготовки (первая смена «новичков» НП-1), а в этом году приехали на первую смену «значков» НП-2. Это было нами запланировано и сознательно осуществлено. Непосредственно о самом лагере (альпбазе Безенги) актуально написано в моей прошлогодней заметке Безенги. Об АУСБ Безенги, и теперь я не буду на этом останавливаться. Про смену новичков также можно почитать в прошлой моей заметке - она не потеряла своей актуальности, насколько я могу судить. В настоящем цикле статей будет 4 заметки:

1) Безенги. Смена «Значков» (НП-2).
2) Безенги. Гидан по западному гребню (1Б) и по юго-восточному гребню (2А).
3) Безенги. Укю по юго-восточному гребню (2А).
4) Безенги. Укю Малая по левому южному контрфорсу (2Б).

Эта заметка про восхождения на Гидан по двум маршрутам разной к.с.

Так уж вышло, что это лето оказалось поздним, и во многих районах «Безенгийского» сектора было очень много снега. Например, пик Брно, который мы сходили в прошлом году, был почти весь в снегу (середина июня). Поэтому (а может быть и не только поэтому), всё, что мы ходили на протяжении этой смены было сконцентрировано в районе «Тёплого угла». Первая и вторая гора у нас была одна и та же - Гидан (высота 4167м.). Сначала мы ходили её по маршруту 1Б (по З гребню) - это была «открывашка», а затем по маршруту 2А (по ЮВ гребню). Сходили эти маршруты за 2 дня, т.е., без днёвок. Лично мне эта гора наглядно показала, что такое акклиматизация и насколько без неё бывает нехорошо. Также, в конце заметки прикладываю трек подхода к штурмовому лагерю (АУСБ Безенги - «Голубятня»). Не знаю, насколько это будет востребовано, но вдруг кому-нибудь понадобится.

Несколько общих для обоих маршрутов слов о подготовке. Во время выпуска на маршрут, на базе в КСП можно получить папку с описанием маршрута. Там вы найдете ч\б фотку горы с отмеченной на ней ниткой маршрута и небольшое словесное описание его. В принципе, этого должно быть вполне достаточно, однако, если есть возможность, советую приобрести гайд по альпинистским маршрутам Безенги (они есть в продаже на базе). Там, во-первых, фотки цветные и обновленные, во-вторых более актуальное описание (гайды выпускаются по годам, насколько помню). В случае с Гиданом, все более-менее понятно. Если маршруты более сложные, то могут возникнуть вопросы (у меня, например, возникли сложности в ориентировании на маршруте 2Б - Укю М. по левому южному контрфорсу).

Гидан по западному гребню (1Б).

Подъем в 3 утра, набор «первой палаточной скорости», чтобы вылезти из теплого спальника в холодную темноту, чай, шоколадка. В 4 утра выход на маршрут. Светало. От голубятни вверх идет довольно долгий и нудный подъем по средней и крупной осыпи. Там есть сетка троп, но лучше держаться правой стороны - как можно ближе к отвесной скале. Героически преодолев этот взлёт (не менее часа занимал подъем, мы двигались практически без остановки), выходим на выполаживание в так называемый цирк Гидана. Здесь еще был снег и даже было озерцо в центре цирка (его хорошо видно сверху).

Затем, нам предстоял подъем по снежному склону, сначала пологому, а затем все более и более крутому. Двигались в северо-западном направлении. Надо сказать, физически лично для меня этот подъем дался очень тяжело. Приходилось долго и нудно тропить, сменяя друг друга через каждые 10-20 шагов. Погода портилась - срывался снег. Считается, что подъем по снежному склону - это самый быстрый и удобный набор высоты. В нашем случае так и было, однако, когда мы вылезли на гребень, я сразу почувствовал, что акклиматизировался я недостаточно. Немного кружилась голова, было тяжело дышать, все делал медленно. В этот раз, я хоть и повесил на себя слесарку и часть карабинов да петель, первым не пошел (за что потом вполне заслуженно получил от Кауча). Первым шел Андрей. Наша с Дэном связка шла последней. Движение по западному гребню помню плохо, хотя с того момента не прошло и месяца (такое вот интересное наблюдение). Мы шли медленно, периодически делая ошибки (во всяком случае я делал).

Гребень Гидана

Общая схема движения - по гребню до перемычки с гребнем Гидан-Укю. Гребень почти везде был красивый, снежный, узкий, бодрый. Крутые склоны его уходили далеко вниз и из-за облаков не было видно где они кончались.

Гидан

Затем была пара жандармов, которые мы обошли слева. Вышли на перемычку и начали подъем по скалам к вершине. Лезть было напряжно, т.к. страховочная веревка тянула вниз. Вообще говоря, на протяжении всего маршрута я лез как варёный пельмень, слабо соображая, что я делаю. До перемычки был один довольно опасный участок - относительно крутой снежный склон с одной стороны и скальный гребешок с другой. Лететь очень было куда. На обратном пути провесили этот участок перилами и шли на скользящем. На фото выше как раз выход с него на более безопасное место.

Гидан, перила

Добрались до конца нашего маршрута мы значительно позже первой связки. Когда ребята спускались, мы только поднимались. Естественно ни о каких фотках и речи не заходило. Более того, я протаскал свою камеру в кармане, и у меня не было ни сил, ни времени (наш Кауч задавал бодрый темп движения) на то, чтобы закрепить её на каске. В итоге много прекрасных кадров, особенно с гребня, я, увы, упустил. Во время обратного движения по гребню встретили ребят из соседнего отделения, пожелали друг другу удачи. Затем был спуск по пути подъема - сначала по снегу, затем по сыпухе. Если сыпуху я еще помню, то как мы шли по снегу вниз вообще вылетело из головы. Возможно просто быстро проскочили. Помню только то, что в голове маячила невеселая мысль: «Если это только открывашка, а я на ней чуть не сдох, то что же будет дальше?!». К счастью, как выяснилось немного позже, все дело было в акклиматизации. Спустились мы благополучно в районе полудня. Первая гора далась мне тяжело, скажу честно. Впереди была 2А.

Гидан по Юго-Восточному гребню (2А).

Забегая вперед, отмечу, что этот маршрут дался мне довольно легко (во всяком случае, по сравнению с «открывашкой»). На маршрут вышли так же, в 4 часа утра. До цирка маршрут совпадает с 1Б, описанным выше. Подъем по сыпухе от голубятни дался на удивление легко.  На фото ниже можно оценить моё отличное состояние (я по центру).

У гребня Гидан

Затем мы надели кошки и, заодно, системы и двинулись по снежно-осыпному склону в направлении перемычки (северо-восток), которая представляла собой некую впадину в гребне (со стороны цирка). Очень быстро набрали высоту и вышли на гребень. Потропить тоже пришлось, но не так долго, не так муторно как день назад. Плюс погода была заметно лучше, чем во время прошлого восхождения.

На гребне мы достали веревки, связались и начали движение по относительно пологим умеренно-разрушенным гребневым скалам в сторону вершины.

На гребне Гидана

Инструктор с палками наперевес шагал впереди и руководил нами/контролировал движение. Наша с Денисом связка лезла первой. Лично я лез и наслаждался!

На гребне Гидан

Чувствовал себя отлично, был полон сил. Кауч нас не торопил, мы лезли в своем темпе, в свое удовольствие. Во время движения я заснял львиную долю «боевых» видеозаписей. Часть из них (в том числе и тропёжка) использовано в ролике, который я предлагаю к просмотру:

Лазание чисто технически было не особо сложным. В паре более-менее опасных мест накинули петли да поставили заклад, который потом вылетел (это почти сбило меня с ног, кстати) - интересный опыт. В некоторых местах было довольно бодро, т.к. было куда улетать - особенно справа. Гребень показался мне довольно длинным. Думаю, мы лезли больше полутора часов. Лезли скалы в кошках, т.к. местами встречались участки со снегом и льдом. Обошли два или три жандарма. В описании маршрута говорится, что жандармы проходятся «в лоб» и что на полки не стоит уходить, т.к. там «разруха». На самом деле только один жандарм я пролез в лоб, остальные вроде спокойно обходятся. А вообще варианты движения на том гребне могут быть самыми разными. Местами среди скал прямо читается тропа. Сами скалы исцарапаны кошками, видимо, не одного поколения альпинистов.

Вылезли на вершину. Довольные! Кауч сфотографировал нас с Денисом

На вершине Гидан

А потом и всю группу, т.к. ребята как раз подошли.

Вот мои фото с вершины:

Гидан (на вершине)

Сняли записку второго отделения,

Записка Гидан

которое было здесь вчера и снова свою не оставили, т.к. никто не взял ни ручки, ни карандаша.

На спуске двигались по пути подъема (по гребню) примерно минут 20. Затем вышли на вбитый в скалу крюк и станцию. Здесь организовали спуск по кулуару и мы. Склон был не сильно крутой, однако местами фирновый. Были сделаны ступени, но кое где приходилось забивать кошки, что было неудобно делать в треккинговых ботинках (Денис и я). После, скажем так, конструктивной критики нашего Кауча, мы осознали всю необходимость альпинистских ботинок с жесткой подошвой. Дальнейший спуск был по продолжению кулуара до цирка. И от цирка по сыпухе вниз до голубятни. Настроение было хорошим, сил еще хватило на то, чтобы отобедать и спуститься под дождем из штурмового лагеря на базу.

Таким образом, за 2 дня мы сходили Гидан 2 раза по двум разным маршрутам. «Двойка» мне понравилась значительно больше чем 1Б, и чувствовал я на ней себя много лучше, нежели в первый день. А вообще, еще и еще раз сделал для себя вывод, что мне гораздо ближе скалы чем снег/лёд. На тот момент это был самый сложный из пройденных мною маршрутов, согласно категории. Однако, по факту, я не испытывал на маршруте особых проблем и даже не приблизился к своему потолку. Это очень радовало.

Впереди была еще одна 2А и 2Б, но об этом в других заметках.

В заметке использованы фотографии нашего инструктора — Проклова В.Г., а также Александры Игнатьевой и мои фото и видео.

Подход к «Голубятне» из лагеря. Скачать трек.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Альпинизм, Скалолазание
Регион: Кабардино-Балкарская республика, Безенги
Время года: Лето
Объект: Горы, Скалы, , , Четырёхтысячники
К заметке приложены треки: bezengi-KSP_golubiatnia.zip
Ваш комментарий будет первым!