Восхождение на гору Надежда в Архызе

Опубликовано 11.09.2014 в 01:37:32
Надежда, интро

Архыз был и остается для нас (и в первую очередь для меня), настоящей отдушиной, "Меккой" альпинизма и горного туризма. Расположен он относительно не близко, по отношению к Краснодару, но для нормального мероприятия с хорошей подготовкой и нужным количеством участников, это не проблема. Здесь масса всего интересного на любой вкус: водопады, поляны, леса, луга, горные реки, перевалы, горы, ледники, прекрасные озёра и многое многое другое. Пока что мы "осваиваем" только одно направление ("Софийское"), и радует, что остается еще столько всего интересного и, главное, вполне выполнимого, что хватит, если не на много, то на несколько лет вперед точно.

Архыз 2014

В прошлом году мы посетили Софийские озёра и предприняли попытку восхождения на Кёль-Баши (с Ледника). Попытка не удалась, но зато нами был покорён наш первый трёхтысяник. (см заметку Первый трёхтысячник. Софийские озёра. Архыз.). В этом году мы выехали в тот же район, более подготовленные, на более длительный срок и с более амбициозными планами: сходить 3 горы: Кёль-Баши, Надежду и Софию. План этот, на мой взгляд, выполнили на 85%, но впечатлений было получено много.

Итак, этот "Архызский" цикл заметок, будет состоять из трёх отчётов:
Кёль-Баши, 1Б. Архыз.
Гора Надежда. Архыз. (рассказ начнется ниже).
Гора София, 2А/2Б. Попытка штурма. Архыз. (убрал)

Забрасывались в Архыз на полюбившемся уже нам микроавтобусе. Оттуда до слияния рек София и Качха-Эчни на местной буханке (в 7-8 утра на площадь Архыза выгребают все эти местные бомбилы и нанять одного из них труда не составляет). А затем треккинг вверх к Озёрам. После того как сходили Кёль-Баши, через перевал Иркиз вышли к водопадам и ушли вправо на песчаные ночевки, поставили там второй базовый лагерь, откуда ходили Надежду и Софию. Затем спустились оттуда по руслу Ак-Айры на т.н. "Ледовую ферму". Все переходы живописные, местами встречается голубика. Но многие подъемы дались с трудом, поскольку у всех были тяжеленные рюкзаки по 25-40кг. Много веса добавило общее снаряжение и еда на неделю.

В заключение вступления небольшое лирическое отступление. В моём блоге накопилось уже довольно много заметок и отчетов. Чем больше их становится, тем громче и чётче в моей голове звучит вопрос "Зачем?", при написании очередной заметки. Отчетов, более качественных и точных в интернете масса, также как фотографий, потому, что большинство маршрутов, по которым я хожу, очень популярны. Поэтому я не уверен, в том, нужно ли кому-то кроме меня то, что я делаю здесь. Вместе с тем, посещаемость блога неуклонно растёт. На момент написания этой заметки, она составляет примерно 180 посещений в день. Это не есть большой показатель, но все же это означает, что каждый день мои записи просматривают почти две сотни человек. Значит, люди что-то находят тут. Поэтому, я думаю, что надо перестать задавать вопросы, и продолжать работать. Однако, я буду очень признателен моим посетителям и читателям, если они дадут мне какую-нибудь обратную связь. В первую очередь меня интересует вопрос - что дают Вам материалы моего блога? Ну и критике/советам по улучшению буду рад! Обратную связь можно оставить прямо тут, в конце заметки в виде комментария. Спасибо за внимание, пора начать мой отчёт.

Гора Надежда. Высота 3355м. Вершина номер 2 нашего боевого плана. Это как раз та самая гора, которую мы планировали сходить в прошлом году, но в итоге даже близко к ней не подошли. Заглянув в классификатор альпинистских маршрутов на горные вершины, видим, что есть маршрут 1Б по северному гребню. Насколько я могу судить, это как раз маршрут восхождения через ледник Соловьёва. Есть также вариант подъема на гору по "восточной сыпухе" с выходом на южный гребень. Этот маршрут в техническом плане проще и категории, насколько я знаю, не имеет. А еще можно траверснуть гору, это наверное вообще эпично и весело.

Так уж сложилось, что лично я заходил на эту гору вторым способом - н/к вариант. Из первого маршрута было пройдено примерно две трети, а затем был разворот, посему я скажу только несколько слов о состоянии ледника. Ледник Соловьева, хоть и выглядит крутым, на самом деле довольно пологий, трещины присутствуют, но довольно просто обходятся. Какой-то логики расположения трещин я не обнаружил, они встречаются "то там то тут", посему при движении можно и связаться, но не считаю, что это обязательно, скорее желательно. При движении слева замечаем очень крутой взлёт, туда соваться не стоит (на рисунке ниже отмечено красным), нужно проходить дальше и выходить по более пологому пути на камни (зеленая нитка). Сняв кошки и поднявшись по камешкам, можно увидеть большой снежник, это как раз то место, где нужно уходить с ледника, согласно маршруту и выгребать на гребень. Вот так вот выглядит ледник.

Ледник Соловьева

Фото сделано Групсой во время вечерней развед-вылазки.

В принципе это и всё, что я могу рассказать про сей маршрут. Отмечу, что мой опыт, описанный тут, это мой опыт и не более. А теперь более подробный рассказ про восхождение с востока. Итак.

Базовый лагерь к этому моменту у нас находился на т.н. "Песчаных ночевках", поэтому стартовали мы оттуда. Не шибко рано вышли на маршрут, дошли по пологой сыпухе до кулуара (ориентировались на трек в навигаторе, проще некуда) и стали забирать вверх. Здесь склон средней крутизны, мелкая сыпуха сменяется редкой травой, иногда встречается средняя сыпуха. Тропа местами читается очень хорошо.

На середине подъема встретили группу серн, которые вначале властно и степенно отдыхали на утесах,

Подъем на Надежду

а затем встревожились нашим приближением.

Во время подъема иногда сыпуха обходила пологие скалки, а мы эти скалки лезли для тренировки и остроты ощущений. Очень приятные участки маршрута!

Восхождение на Софию

Общее направление: вверх и немного влево. После примерно 40-50 минут подъема таким вот темпом и режимом, мы вылезли на гребень. Виды открывались потрясающие на Софию, Перевалы Ак-Айры,

Подъем на Надежду

Пшиш

и южнее расположенные горы с ледниками, которые с первого взгляда просто ужасными кажутся :)

Насколько я могу судить, это ледники Огары и Буша. Сделали несколько личных фотографий. А также записали видео, сделав небольшой привал минут на 5 и перекусив.

Затем обошли снежник сверху и вышли на вершинную башню, по которой довольно приятно и легко карабкаться.

Подъем на вершинную башню

По ней вылезли на вершину. Елена из лагеря запечатлела этот момент очень удачно! Фотка кликабельная, при просмотре в полном размере хорошо видно нас двоих, стоящих у вершинной башенки.

DzFjGahTMEMУ вершинной башни (Надежда)

Видимость была не очень хорошая, то и дело моросил дождик, но все-таки сделали фото.

На Вершине Надежды

Перекусили вкусняшек, попили воды (обошлись двумя 1.4л. бутылками на двоих, на спуске еще и набрали воды в лагерь), сняли записку ребят, зашедших сюда до нас (записка отсканирована Денисом)

Записка Надежда

(на самом деле за день до нас сюда забралась гигантская группа Андрея, которая шла очень быстро и уверенно и где-то даже слишком уж бесстрашно, но они записку не оставляли), оставили свою.

Затем был спуск с башни и выход к снежнику. Решили спускаться по кулуару прямо от снежника. Сказано - сделано. Когда потом увидели что мы сделали (ракурс с Софии) - офигели. Уж очень круто показалось. Едем вниз по сыпухе, сначала мелкой, потом средней, а потом совсем крупной. Собственно, с небольшими поворотами влево-вправо, так и ехали вниз до самого конца. Потом обнаружил, что этот маршрут как раз совпадает с тропой на OSM'е. Всё восхождение заняло пару часов. Спустились довольные к обеду. Вершина №2 в плане была закрыта.

Общая схема восхождения показана на фото. Зеленая ветка - подъем. Фиолетовая - спуск.

Надежда

Я использовал некоторые прекрасные фотографии, сделанные Еленой Яковлевой. В ёе блоге можно найти их значительно больше.

Восхождение на Надежду по сыпухе (н/к). Скачать трек. Посмотреть карту района.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Альпинизм
Регион: Карачаево-черкесская республика, Архыз
Время года: Лето
Объект: Горы, Ледники, н/к, , Трёхтысячники
К заметке приложены треки: nadezhda.zip
Ваш комментарий будет первым!