Поход на гору Папай. Северский район / Абинский район. Восхождение.

Опубликовано 02.07.2013 в 06:02:54
Гора Папай

Гора Папай является, пожалуй, самой известной достопримечательностью Северского района Краснодарского края, уступая разве что горе Собер-Баш в своей популярности. Маршрут движения к горе от станицы Убинской я бы охарактеризовал как расслабленный трекинг. Более-менее ощутимый набор высоты начинается уже непосредственно перед горой и составляет почти 500м. Формат ПВД идеален для похода на эту гору.

На автомобиле в составе 4 человека мы забросились в станицу Убинскую. Машину поставили на парковке детского лагеря "Дубрава" (в станице Убинской ехать всё время по главной, затем в конце посёлка на развилке направо, т.к. налево уходит дорога на Собер. Указатель присутствует. В одном месте проезжаем по мосту). Очень удобное место, стоянка 150р./сутки с машины. От Убинки до Дубравы всего пара километров, дорога нормальная для легковушки.

Направо от Дубравы по тропе, пересекающей реку Убин и перпендикулярной основной дороге есть дольмен.

Дольмен напротив лагеря Дубрава

Налюбовавшись на него вдоволь, вышли на старт. Далее, по лесовозной дороге вдоль русла реки Убин примерно 13 километров двигались по дороге до первой стоянки на обед у подножия горы Папай - "лагеря" лесовозов. Сама дорога вполне себе хорошая, не сравнить с убитыми лесовозками в районе Поднавислы. Первые километра 4 - 5 много грязи, даже учитывая, что нашему походу предшествовала очень жаркая и сухая неделя. Убин на протяжении всей дороги был весьма и весьма дохлый и мутный. Первый забор воды был километре на восьмом - девятом. На обратном пути этот родник уже пересох. Нормальная вода на подходе к стоянке Лесовозов у подножия Папая или за 1-2 км до этого. Следовательно, начальный трекинг 10км - без воды, этот момент стоит учесть и брать с собой изначально хотя бы небольшую бутылочку на человека.

Из достопримечательностей отмечу поломанный и, видимо, заброшенный лесовоз,

Разбитый лесовоз

а также минеральные источники (вода солёная, чем-то напоминает выдохшийся "Меркурий"). Время от времени встречающиеся на начальном участке дороги протяженностью километра четыре, быдлотуристы, ведущие себя в точности вот так:

Быдло-туристы

Лесовозная стоянка. Широкое место, есть внизу площадочка для туристов, удобный спуск к воде в виде ступенек. Фургончик с оригинальным винилом :)

На стоянке лесорубов

Нас приветствовали местные меньшие братья. Очень любвеобильные и ровно настолько же голодные.

Походный зверинец)

Отобедав и отдохнув как следует, мы начали подъем на Папай (как-то слово Восхождение тут не очень к месту, по крайней мере мне всё-таки режет слух). Да.. Следует отметить, что лесовозная стоянка - это последний нормальный забор воды перед Папаем. Мы набрали по 3 литра воды каждый. На самом Папае воды нет. От стоянки на саму гору есть два маршрута, равноценные в плане крутизны склона: подъем с восточной стороны и подъем с севера. Мы поднимались с востока на первую вершину, т.к. этот маршрут на мой взгляд, более живописный. Дорога от стоянки идет по руслу реки.

Подъем на Папай с востока во руслу

Затем, уходит влево в лес по еле заметным меткам (без навигатора бы навряд-ли заметили поворот). Отсюда начинается весьма крутой подъем по пересеченке, протяженностью порядка 2.5 км с набором высоты метров 350-400. Такой вот тягун. Но усилия вознаграждаются и мы вышли на открытый участок, где заметно отличается флора. Нам открылись красивые виды на близлежащие горы. Из дымки выглядывает Собер.

Вид на окрестности

Скальный участок Папая также открывается нашим взорам. Далее предстоял подъем по такому вот склону

Склон горы Папай

но на самом деле всё вполне преодолимо без снаряги, веревки и с рюкзаками за спиной. И кстати очень красиво и не скучно. Такой подъем длился, может, около 30 метров.

Восхождение на Папай

По пути, уже почти у самой вершины, есть возможность поймать отличные кадры на фото-камне

На горе Папай. Фото на камне.

и фото-утёсе.

На горе Папай. Фото на Утёсе.

И вот, наконец, сама долгожданная вершина. Папай главная, 820м.

На вершине горы Папай

На вершине установлена триангуляционная вышка.

Видео, снятое сразу после подъема

Отдохнув и нафотографировавшись, мы двинулись прямо по тропе в поисках стоянки. Я насчитал по меньшей мере три стоянки на самой горе Папай с кострищами и местами под одну - две палатки. Стали в 400 метрах от главной вершины. Дров - завались :) Лена сварила вкуснейший суп! Вкусно поужинали и двинулись налегке обратно на вершину смотреть закат.

Закат с вершины горы Папай

Необыкновенно красиво! Не могли оторваться.

Созерцаем закат на горе Папай

Отдыхая на своих пенках, смотрели на облака и угадывали в них фигуры людей и зверей. На северо-востоке далеко была гроза и сверкали зарницы. Это создавало особую неповторимую атмосферу. Виды.. Вдалеке был виден Собер на северо-востоке; хребет, за которым по идее море, располагается на юге; сама пила Папая на западе.

Папайская пила

Обратно к лагерю уже шли по тёмному лесу с фонариками. Для меня это было впервые, но страха я не ощущал, было очень уютно - почти как в детстве. Ночью пили вкусный чай с лимоном, пели песни у костра, рассказывали страшные истории. Спали снаружи под открытым небом и смотрели на звезды. Ночь была весьма спокойной и тёплой. Комаров было мало. Из живности: только воспитанные мышки. Где-то вдалеке поблескивали зарницы и докатывался усталый гром. Поднявшийся среди ночи небольшой ветер раздул наш костер и треснувшие сучья разбудили меня. Я вылез из спальника чтобы навести порядок в кострище и убрать горящие снаружи ветки, чем напугал ребят, т.к. они не ожидали увидеть в 2 часа ночи тёмную фигуру, шатающуюся у костра :)

В 3:50 утра я проснулся безо всяких будильников. Был туман. Я раздул костёр. Когда отходил за дровами под гору метров на 15 от лагеря услышал как кто-то топчется в лесу. По звуку - размером с енота, но мне не удалось разглядеть кто это был. Да я и не сильно старался, если честно :) В 4:15 мы, сонные, двинулись на вершину встречать рассвет.

Восход на Папае

Было очень красиво и спокойно. Туман окутывал соседние горы..

Вернувшись в лагерь мы рухнули спать и проспали еще 3-4 часа. Затем перекусили (не очень обильно и без чая, т.к. воды оставалось всего 2 литра), неспешно собрали лагерь и двинулись на спуск.

Движение под гору заняло один час двадцать минут. Уже на подходе к стоянке лесовозов надоело спускаться и устали колени, поэтому мы просто сбегали по волокам. И это было очень весело, чёрт возьми! Прибыв на стоянку, первое, что мы сделали - это вдоволь напились воды из реки, купались, обливаливая друг друга. Это было просто непередаваемо после режима экономии воды на горе и динамичного спуска. Затем был обед на стоянке лесорубов и полноценный послеобеденный сон в течение часа :)

Отдых на поляне лесорубов

Повальный сон :)

Повальный отдых на поляне Лесорубов

Собравшись и сказав про себя спасибо горе и стоянке, двинулись в обратный путь тем же самым маршрутом. Дорога обратно лично мне показалась более длинной и утомительной. Однако, по прибытию в Дубраву, мы позволили себе немного отдохнуть, обмыть обувь и трекинговые палки. Затем мы загрузились в мою машину и поехали домой.

Восхождение на Папай (от Убинской): скачать трек.
Гора Папай, Северский район: посмотреть карту.

UPDATE

На протяжении трёх последующих лет я повторял этот поход дважды. Один раз вдвоем с товарищем в августе. Воды тогда не было даже у Лесорубов. Зато на спуске нас накрыл ливень, который не прекращался довольно долго. Дорога от Дубравы до Убинской оказалась конкретно подмыта, но проехали благополучно. В целом что запомнилось в этом походе - уют и чувство изолированности на горе. Не уверен что это понравилось моему товарищу, но мне - да, понравилось!

Крайний раз мы ходили на Папай, также в августе, довольно большой группой (10 человек + пёс). Это было очень веселое мероприятие,

На вершине Папай (главная)

но всё-таки той романтической атмосферы, которая была во время нашего первого похода, конечно, уже не было. А выглядело это так:

Кое-что изменилось - на главной вершине Папая появился очередной Крест. Стоянки лесорубов уже не было. Также не было котика Персика и дружелюбного Собакена, которых мы встретили в первом походе. Но зато у нас был свой собакен :)

Пса зовут Брут и на самом деле он Лёшин
← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм
Регион: Северский район, Абинский район, Краснодарский край
Время года: Лето
Объект: Горы, Реки, Лес, Скалы, н/к, Горы до километра, Дольмены, Водоёмы
К заметке приложены треки: ubinskaya_papai.zip
  • Сергей 2017-02-24 12:05:13 Вчера 23 февраля сходили одним днем такого горизонтального дождя я еще не видел Ответить
  • Оля 2017-04-07 13:54:03 уже нет стоянки лесорубов? То есть лесорубов уже там нет? а останавливаться с палаткой имеет там смысл? Ответить
    • Роман 2017-04-07 14:46:11 На тот момент, когда я там был прошлый раз, на "поляне лесорубов" не было ни техники, ни людей. Стоит ли там останавливаться? - Не знаю... Особо живописной ту поляну не назвать, от Дубравы до нее идти не так уж и далеко, так что лично я не вижу смысла ставить там лагерь без объективной необходимости. Ответить