Подъем на гору Лысая. Горячеключевской район.

Опубликовано 28.01.2015 в 23:03:16
Траверс горы Лысой

Вот и пришел 2015 год. От того, что происходит в мире, хочется залезть под стол, и сидеть там, обхватив голову руками. Но как-то не получается. При этом "мир" ощущается значительно ближе, чем когда либо. То, что происходит сейчас, лично мне не понятно. То, что происходит сейчас просто не укладывается у меня в голове. Но речь сейчас не об этом, а о том, что все время хочется уехать подальше (как будто объективно это возможно), но как-то не срастается со свободными выходными, поэтому решили намедни просто сходить гору Лысую в формате лёгкой воскресной прогулки. Практически, сбегать.

Как известно, Лысых (гор) у нас в крае хватает. Только я могу назвать с пяток. В этой заметке речь пойдет о горе Лысой, расположенной в Горячключевском районе края. Очень известное место и маршрут. Подробно описан в книге Твёрдого. Надо бы, кстати, перечитать. Гора хорошо видна с трассы М4 (а трасса неплохо видна с горы). Расположена сразу за Котхом, если двигаться от Горячего Ключа. Отделена реками Псекупс и Кобза (от всего остального). Через гору проходит тропа, она отмечена на OSM-карте. Тропа начинается от б/о "Межгорье" и заканчивается в районе б/о "Очаровательная полянка". По восточному склону горы проложена мини-дх трасса "Богатырская", благодаря которой я, в основном и бывал в этих краях. На этом же склоне расположены довольно известные Богатырские пещеры - чуть ли не главная легкодоступная достопримечательность Горячеключевского района после, разве что, ущелья Дантэ.

В этих местах во время Великой Отечественной Войны велись ожесточенные бои. Как известно, в период с конца лета по начало осени 1942 года немцы ломились через Горячий Ключ на юг, в сторону Туапсе (к морю). Это направление, видимо, было очень важным для них, поскольку сюда были брошены мощные ресурсы. Враг превосходил нас в несколько раз количеством людей и единицами техники. Кроме того, у наших солдат были проблемы со снабжением боеприпасами и провиантом. Конкретно на горе Лысой окопалась наша знаменитая 30-я Иркутская дивизия (с юга). Немцы практически непрерывно пёрли (соответсвенно, с севера) сюда, засыпали район бомбами с воздуха, вели миномётный огонь, но в конечном итоге высота была удержана нашими Героями. Это очень кратко. Высота горы - 422 метра.

Подъезд к месту высадки очень удобный. Машину можно оставить прямо у дороги, метров через 200 за "Очаровательной полянкой" (не у шлагбаума, а дальше). Отсюда вверх ведут две тропы. Одна по низу (к Богатырским пещерам), другая - по верху (мини-дх трасса). Советую выбирать для движения второй вариант. Собственно, эти места были исхожены вдоль и поперек много раз и просто и с велосипедом, поэтому ничего особенного не встретили. Трамплины несколько запущенными мне показались лишь. Радовались тому, что под ногами морозная земля, а не грязь, и спокойно двигались вверх. Выше "страшного трамплина" до того момента я не ходил

Трамплин на богатырской трассе

(фото очень старое). Я полагал, что этот трамплин является практически началом трассы и практически вершиной горы, но это не так. От трамплина до вершины нужно пройти такое же расстояние как до трамплина от дороги. Тропа прекрасно читается. Местами еще остался снежок.

гора Лысая. район Горячего Ключа

Мы вышли на маршрут в 9 утра в воскресенье. За это время нам встретились две группы людей (какой-то не туристической наружности с элементами таджикистанизма), идущих вниз и еще один чувак в военной форме бежал с горы нам навстречу. Спустя где-то 30-40 минут подъема мы подошли к довольно густому подлеску (в этот раз качество видео местами отвратительно, хотя исходник, понятное дело, отличный. Похоже, что-то изменилось в потрохах ютуба или он просто не любит излишне много мелких деталей).

и вскоре вышли на залысину ЛЭПа. Вершина от этого места совсем близко.

Отсюда открывается неплохой вид на южную сторону.

Здесь мы заметили разорванный снаряд, который кто-то заботливо поставил на пенёк.

Снаряд на горе Лысой

Пока Лена фотографировала, я отошел подальше вдоль Лэп и внизу метрах в 30-40 увидел убегающую от меня косулю с беленьким хвостом. Вернулся. Неподалёку нашел такую вот штуку.

Осколки на горе Лысой

Не знаю что это конкретно, но похоже что имеет отношение к снарядам (а может и нет). Я взял её с собой.

Мы решили двигаться не путём подъема, а дальше по тропе и траверснуть Лысую. Местами тропа петляет из-за бурелома. Минут через 5-10 вышли на полянку с памятником. Памятник сразу привлек моё внимание.

гора Лысая. район Горячего Ключа

Без лишних слов, предлагаю посмотреть видео.

Здесь мы устроили небольшой привал, отобедали, почаёвничали и собрались двигаться дальше. И вот тут начинаются суеверия. Пока мы обедали, мой внутренний голос раза четыре попросил меня достать ту штуку, которую я нашел у вершины, и положить у памятника к другим осколкам снарядов и подобным штуковинам. Я прямо отчетливо чувствовал желание сделать это, оставить находку здесь, но не сделал, не оставил. Желание обладать этим ржавым кругляком почему-то победило, и я оставил его лежать на дне кармана моего рюкзака.

С этого самого момента мы сбились с маршрута. Учитывая его "сложность", можно сказать, что мы в прямом смысле слова заблудились в трёх соснах (если бы там были сосны). От памятника тропа уходит в одну сторону, а метки (на деревьях) ведут в другую (правее). Я решил идти по тропе, поскольку метки мне показались ну совсем уж древними. Буквально через 10 метров тропа потерялась в буреломе. Сохраняя общее направление, мы двигались по пересеченке и пытались найти тропу, но безуспешно. Когда уже прошли метров 200-300 и сбросили порядочно, стало очевидно, что Лысая осталась справа от нас и отделена оврагом и довольно крутым склоном. В принципе, можно было по нему забраться и попытаться отыскать там тропу, но не хотелось прям ломиться через овраг и накарачках лезть на крутой подтаявший грязный и скользкий склон. Навигатор подтвердил догадку - тропа была метрах в пятидесяти к востоку от нас за этим оврагом. Я предпринял попытку вернуться (подняться вверх), чтобы выйти на перемычку или хоть какое-то выполаживание склона, но набрав метров 25 не увидел ничего подобного, и все-таки решил не бегать туда-сюда, а смириться с тем, что тропу мы потеряли и просто падать по склону вниз.

Так и сделали. И через некоторое время вышли на ЛЭП, идущий параллельно трассе. В итоге мы оказались почти в 1/3 километра к западу от тропы. Склон Лысой здесь был пологий, но тропы не было да и снова ломиться в гору не хотелось, поэтому мы свернули направо и пошли по лесовозной дороге вдоль ЛЭП. Дорога упёрлась в брод :) Такой качественный январский брод через реку Кобза в сторону трассы. Решили не морозиться и просто пошли по лесу далее, сохраняя направление движения. В скором времени вышли к синей церквушке, которая стоит на перекрестке М4 и дороги на Безымянное. А, затем, по трассе дошли до машины.

Таким образом, вторая часть нашего маршрута была ярким примером того как не надо делать. От памятника надо сразу забирать максимально вправо, иначе окажетесь на отроге и на саму Лысую вернуться будет проблематично.

Но в целом эти обстоятельства впечатление от прогулки не испортили. Мы прошли девять с лишним км (без учета рельефа) по приятному январскому лесу.

p.s. Кусок снаряда я привёз домой, помыл и положил на полку. Очевидно, что это не то место, где он должен быть и я это знаю. Я знаю, что однажды я верну его на гору и положу у подножия памятника, туда, где его место. Я не говорю что тот факт, что я забрал этот осколок с собой стал причиной того, что мы ушли с тропы, но у меня определенно есть такое ощущение.

Траверс горы Лысой, Горячий Ключ. Посмотреть карту. Скачать трек.
Фотографии Елены Яковлевой (те, что красивые) и мои (те, что на GoPro).

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм
Регион: Горячеключевской район, Краснодарский край
Время года: Зима
Объект: Горы, Реки, Лес, н/к, Горы до километра, Водоёмы
К заметке приложены треки: lysaia_GK.zip
Ваш комментарий будет первым!