Восхождение на гору Абадзеш по восточному склону и непогода в Лаго-Наки

Опубликовано 12.03.2015 в 11:50:17
Абадзеш

На мартовские выходные, которых выдалось в этом году три штуки (7-9 марта), решили мы не упускать возможность сходить что-нибудь снежное-ледовое для тренировки. Инициатором мероприятия был Денис Цыганков. Изначально планировалось сходить Оштен по северо-западному гребню (от озера Псенодах). Кто выступил в роли автора идеи мне не известно. Однако, отмечу, что в сети материала об этом маршруте очень и очень мало. Вот мы и решили восполнить этот пробел и пройти маршрут самостоятельно, или хотябы попытаться это сделать. Но не тут то было. Из-за погоды 7 марта мы не смогли выйти за день к Псенодаху и в итоге от задумки пришлось отказаться. Зато получили хороший экспириенс установки лагеря в шторм и выживания при минусе внутри палатки. И, в качестве тренировки - разминки, сходили снежный Абадзеш - прямо в лоб (с востока).

Забрасывались на авто из Краснодара, поставили машину (платно) на парковке одной из гостиниц в районе Азишского перевала и вышли со стороны КПП Лагонаки на маршрут. Группа наша состояла из двух человек. С первых же минут движения было понятно, что погода не балует и баловать, скорее всего, не будет, был ветер и срывался снег. Когда мы вышли из леска на плато к началу абадзешского перевала ветер и снег значительно усилились. Шли медленно, было довольно прохладно (экипировка необходимая была, но изначально мы не утеплялись, т.к., когда выходили было солнце). Впереди нас отчаянно пытался двигаться лыжник, затем он упал на снег отдыхать и, насколько я понял, собирался развернуться обратно. Мы продолжили наше движение, но было ясно, что долго так продолжаться не может. В итоге решили уходить с маршрута и ставить палатку в низине или за пригорком, чтобы скрыться от ветра. Произошло это практически возле вышки, т.е. мы прошли очень мало.

Свернув с дороги, вышли к камням и небольшому леску (метрах в 150 от вышки) и нашли там уютное место, стали откапывать в снегу место под палатку. Спустя примерно час место было готово, поставили палатку (это тоже заняло немало времени в таких условиях). За это время рюкзаки занесло снегом. Несмотря на то, что отряхивали их как могли, все-равно в платаку занеслось много снега и было сыро. Но зато наше укрепление действительно работало и ветер не ощущался. В палатке мы более-менее отогрелись, приготовили обед и покушали. А затем просто залезли в спальники и уснули. Было три или четыре часа дня. Снег по-прежнему шел и ветер шумел.

Проспали до самого вечера и обнаружили, что ветер почти утих, а вокруг был туман. Стали спускаться сумерки, мы занялись ужином. Готовили снова в палатке. Помятуя о предыдущем опыте "растерзания" снежной стены котлом, подготовили снега для растопки заранее. Поужинали прекрасно рисом с тушенкой и горячим чаем с шоколадом и подготовились ко сну. Ночь была довольно прохладная. Но минуса в палатке не было.

Подготовил небольшой ролик на тему наших "холодных" приключений в этот день. Это все что удалось снять на видео - камера не выдержала холода и сдохла в первый же день.

Проснувшись на следующее утро в 6:30, мы пропустили рассвет, но все-равно вышли наблюдать солнце.

Лаго-Наки

Наш лагерь удобно расположился на утесе, так что в 100 метрах к востоку от нас был красивейший обрыв с видом на плато и массив гор.

А вокруг нас была настоящая зимняя сказка!

Солнцу я был очень рад, я его буквально встречал, потому что было холодно! Самое яркое впечатление утра - это закаменевшие ботинки, которые промёрзли за ночь и в которые я еле втиснул ноги. Пальцы на ногах итак были замерзшие с ночи, а когда их засунули в, по сути, лёд, они вообще взвыли. Так что, после 10 минут созерцания рассвета я утопал в палатку растирать ноги и греть их в спальнике. Через 15-20 минут мне удалось их согреть и после этого ноги себя нормально чувствовали и в дубовых ботинках и, более того, растопили их. Также, учитывая, что мой ботинок порвался немного, я надевал пакеты на ноги, чтобы экранировать сухие носки от влаги, насколько возможно. В принципе, это все ухищрения по теме, к которым я прибегал. Отмечу также, что особенно был доволен своим термосом, который сохранил теплоту чая, налитого почти сутки назад.

Позавтракали макарошками с сыром и стали собираться на маршрут. Задумка была сходить Абадзеш в лобешник - как видится, т.е. по прямой через небольшой жандарм. Навигатор рисовал 5 км до вершины, т.е. нас ждала как минимум десятка по снегу (местами, довольно глубокому), без учета рельефа, без снегоступов. Для тренировки взяли с собой веревку, ледорубы, обвязку с карабинами и вышли на маршрут. Было ясно и солнечно - погода хорошая. Периодически, верхушка Абадзеша пряталась в облака, но затем показывалась вновь.

Лаго-Наки

Двигались мы довольно бодро и вскоре вышли на снегоходную дорогу и пошли по ней. Снегоходеры катали группы с интервалами в 20-30 минут. По-моему, эти выхлопные газы не особенно полезны для заповедника, но не стану сейчас об этом распространяться. Двигаться по снегу было местами не очень легко, ноги уходили почти по колено, но в целом каких-то сложностей в движении без снегоступов я не заметил. Вскоре мы набрали нужную высоту и ушли с дороги вправо, в сторону небольшого "жандарма". Надо сказать, что крем я сознательно не брал, что потом мне "аукнулось" обожженным лицом и ладонями, так как 8 и 9 марта почти все время было солнечно.

Довольно динамично мы подошли к казавшемуся крутым снежному взлёту (подъем на "жандарм" или пупырь, ложную вершину - как хотите). Подниматься по нему было довольно занятно. Снег тут глубокий и под таким углом двигаться сложно. Но на самом деле тут можно подняться даже без палок, на мой взгляд и ничего страшного нет.

Забрались на "жандарм" и далее до самой вершины идет пологое каменистое плато. Вершину накрыло облако, но мы все-равно пошли и не прогадали - спустя минут 15 облако ушло. И вот мы на вершине г. Абадзеш. Высота его - 2369м.

Абадзеш

Легкий и приятный прогулочный подъем. Сколько раз проходили мимо этого Абадзеша, а тут предоставилась возможность подняться - очень хорошо! Кстати, на вершине "берет" сотовая связь.

Спустившись к "жандарму", решили потренировать на крутом склоне технику - не зря ведь тащили ледорубы и веревку. Сорваться и поехать вниз у меня так и не получилось, хотя пытался я усердно - склон хоть и крутой, но снег рыхлый. Только кувырком получилось :) Зато потренировали страховку через ледоруб.

Спустились с Абадзеша буквально бегом за несколько минут. Бегать по снежному склону вниз очень увлекательно! Затем, как только мы вышли на дорогу, нас накрыло облако. Видимость была не более 8-10 метров. Вокруг все было белое - снег сливался с небом и было такое ощущение, что нас, как картинки, наложили на белый лист. Без очков вообще ничего не было видно. Они хоть как-то оттеняли рельеф. Мы шли обратно по снегоходной дороге и затем стали высматривать наши следы (там, где мы вышли на неё). Следы рано или поздно увидели и свернули с дороги. По следам вернулись в лагерь. Вкусно пообедав, перенесли лагерь на проталину и стали готовиться к ужину и сну. Ближе к вечеру, наконец, открылся и Оштен.

Оштен

Эта ночь была ясной и было отчетливо видно все звезды. Насколько она была ясной, настолько же была холодной. Это была самая холодная ночевка в моей жизни. Спальник с температурой -2 комфорт с удержанием тепла практически не справлялся, и за ночь я много раз просыпался и растирал ноги. Сам спальник (материал) был холодный и прогревался неравномерно, так что в позе "эмбриона" было теплее всего, но затекало всё тело, что тоже приводило к частым просыпаниям среди ночи. Вся вода, которая была в платке замерзла. Утром ситуация с ботинками повторилась. Но когда вышло солнце, стало теплее. Это ощущалось очень отчетливо и это было приятно. Фактически, я совершал культ поклонения солну, приветствуя его :)

Позавтракав и собрав лагерь, мы выдвинулись в обратный путь, который предстоял совсем не долгий. Практически у КПП встретили две упряжки с хаски. До этого я не видел вживую собачьи упряжки никогда в жизни. На самом деле это было занимательно и весело! Надо будет как-нибудь попробовать.

Итого. Изначальный план не выполнен, но выполнен "план Б" и получен опыт холодных ночевок, установки лагеря в непогоду, а также получена вполне четкая обратная связь по пробелам в экипировке и снаряге.

В заметке использованы классные фотографии Дениса Цыганкова. Лаго-Наки, Абадзеш с востока. Скачать трек. Посмотреть карту.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Альпинизм
Регион: Лаго-Наки, Майкопский район, Республика Адыгея
Время года: Весна
Объект: Горы, н/к, Двухтысячники
К заметке приложены треки: lagonaki_abadzesh.zip
  • Лена 2015-03-12 17:18:59 Здорово сходили) Ответить
  • владимир 2015-06-16 03:52:11 Дай,Христе-Боже им здоровья ,в таких походах ,где люди видят Красоту ,Тобою сотворенную... Ответить