Гора Перчем. Судак. Крым

Опубликовано 14.11.2015 в 00:41:45
Перчем Интро

С тех пор, как мы побывали в Судакском районе Крыма, прошло больше года. Тем не менее, я до сих пор вспоминаю о нашем путешествии с улыбкой и удовольствием. Действительно, отдых удался! Мы осуществили всё задуманное, и, конечно, те 4 - 5 дней, которые провели в Судакском районе, пролетели очень быстро.

Этот отчет будет состоять из следующих заметок:
1) Достопримечательности Судака. Крым
2) Мыс Алчак. Урочище Алчак-Кая. Судак. Крым
3) Гора Перчем. Судак. Крым
4) Гора Сокол. Новый Свет. Крым
5) Каякинг в Новом Свете. Крым

Также мы еще успели погулять по Ялтеснова посетить Воронцовский дворец и Воронцовский парк, еще раз подняться на Ай-Петри. Но об этом я уже писал ранее, поэтому просто дополню существующие заметки. Поскольку, традиционно, эта часть будет вводной для всех пяти заметок, вкратце расскажу здесь о Крыме в целом, и о том что здесь изменилось с момента нашего прошлого посещения.

Атмосфера в целом спокойная, адекватная - в этом плане, как мне показалось, ничего не изменилось. В магазинах расплачиваешься уже рублями. Цены несколько подскочили, что тоже вполне закономерно. На бывшей границе (паромная переправа) такой же геморрой - собирают паспорта, дважды выгоняют из автобуса, нужно проходить контроль с багажом наперевес. Отношение местных жителей к нам, туристам, не изменилось (опять же по моим наблюдениям).

Добирались до места назначения мы следующим образом. Сначала на автобусе до Феодосии, а оттуда на маршрутке рано утром выехали в Судак. В дороге виды открывались чудесные! Прекрасный горный Крым! Хочется верить, что он подольше будет оставаться таким. По прибытии в Судак, сели на какую-то "городскую" маршрутку. Мы сняли небольшой домик в районе "Уютное" (район это Судака или отдельный населенный пункт - не знаю наверняка, вероятнее всего, что-то типа нашей Пашковки) и это вышло весьма недорого! Никто не мешал, не было никаких шумных соседей, детей, бегающих по потолку - только мы в тишине и хозяйская собака. Это было супер! Кроме того, по моим наблюдениям, Уютное - как раз местечко, где останавливаются альпинисты и скалолазы. В шаговой доступности здесь гора Болван со своими мультипитчевыми маршрутами, гора Перчем, скала "Сахарная головка". Если не ошибаюсь, мы даже попали на некий фестиваль скалолазания возрастной категории Senior и это было довольно мило!

Итак, наш "базовый лагерь" располагался в Судаке, а мы радиалили. Программа была насыщенная, просто матрасить на пляже не приходилось, но в море мы всё-таки разок искупались. Море как море, ничего особенного не могу сказать. Эта заметка про подъем на гору Перчем.

Первое, что хочется сказать об этом походе: это был один из самых (если вообще не самый) позитивных походов в моей жизни! Настолько замечательного настроения, какое было в этом походе у меня, даже и не припомню. Это был всего второй день нашего Крымского путешествия, впереди было еще много дней, много всего интересно, была отличная погода, у нас все было замечательно, мы были здоровы, полны сил, за спиной не было тяжелых рюкзаков, мы чувствовали свободу, было прекрасное настроение, никто не действовал нам на нервы, людей почти не встречали, а те, которых встретили - оказались очень приятными, наконец, природа Крыма была неподражаема. Фактически, могу сказать за себя: я был просто счастлив почти целый день кряду. И если меня кто-нибудь спросит: "Ты помнишь, когда ты последний раз был действительно счастлив?", я, пожалуй, вспомню именно этот поход, этот день. Я хочу сказать, что в нашей практике удачные и приятные походы тоже бывают, и не все время мы конкретно прикуриваем и проверяем свою выдержку :)

Это настроение я постарался передать в обзорном видеоролике ниже

А вот представлена карта района

Шли мы по OSM-тропе. Стартовали прямо от Приморской улицы Судака. Тропка уходит вправо с дороги и, поначалу, не совсем понятно туда ли идешь, т.к. приходится скакать по оврагам.

Овраги - старт подъема на Перчем
Тропа вдоль оврага

Но тропка уверенно, однако, при этом плавно идет вверх. Сразу скажу, что на склонах горы Перчем скрыта целая куча достопримечательностей, для посещения которых надо уходить с основной тропы. Здесь в помощь будет карта Wikimapia, на которой эти чекпоинты отмечены.

Первое, что встречаем на пути спустя полтора километра, - родничок под названием "Источник верности". Особых красот здесь нет, зато можно напиться воды. Далее, нужно плавно забирать вправо (можно прямо от источника, насколько понял, но мы немного вернулись на основную тропу, а затем метров через двадцать ушли вправо). По тропе приходим ко второй достопримечательности - Семиуровневому лабиринту.

Этот лабиринт - довольно веселая штука. Сложен из камней на полянке среди хвои, на одну из сосенок мы забрались, чтобы заснять его, лабиринт, сверху. Здесь можно подурачиться,

Перчем. Лабиринт
Проходим лабиринт

отдохнуть, полюбоваться видами на Судак (видовая полянка метрах в 15 от лабиринта в юго-восточном направлении). В соседних кустах встречаются лабиринты из паутины с интересными пауками и вот такие вот необычные штуки:

Перчем. Кокон саранчи
Нечто засохшее и непонятное

Судя по всему, это остов цикады или нечто подобное. Потом на горе мы не раз встречали подобные "скелетики".

Метрах в ста по тропе от лабиринта на север, подходим к "Храму семи скорбей" - небольшая открытая часовенка, сложенная из камней. Приятно здесь находиться.

Далее по тропе встречаем развалины - руины каких-то строений (возможно, очередного монастыря, как написано на Викимапии). Это сложенные камнями фундаменты, не более того. Но, в целом, здесь можно сделать остановку.

Перчем. Подъем
Подъем на Перчем

Следующий чекпоинт - спираль "Храм святого духа". Сооружение из камней, наподобие лабиринта. Имеет табличку с надписью, как и лабиринт.

Затем, тропа плавно забирает на северо-восток. В одном месте приходится идти по краю довольно глубокого оврага. Общее направление - переход от прямой тропы на Перчем к тропе на вершину под веселым названием "Чубчик", которая прохдит через гору "Голая" и высоту 516, которые остаются справа позади.

И вот она - вершина Чубчик. Высота: 571 метр. Отсюда через небольшую седловинку рукой подать до главной вершины Перчема. Кстати сказать, у горы Перчем несколько вершин, но нас интересовала только главная с триангуляционной вышкой. Здесь, на "Чубчике" мы пофоткались,

Перчем. Вид с Чубчика
Лена у "Чубчика"

подурачились и немного передохнули.

Затем быстро поднялись на главную вершину горы Перчем-Кая. Высота 576м. На триангуляторе флажки в буддистском стиле (почему-то мне это напомнило Элисту).

Перчем. Вершина.
Главная вершина горы Перчем

Отсюда открываются чудесные виды на Судак и Сокол. Вместе с тем, здесь было довольно ветрено. Подходило обеденное время, и мы решили немного сбросить высоту, чтобы спрятаться от ветра и попить чая. Расположились в кустиках, если не ошибаюсь, миндаля.

Чай у Вершины Перчема
Жду чая..

Перекусив и отдохнув, отправились на спуск в направлении горы Сокол, оставляя овраг "Шайтан Дере" по правому борту. Иными словами, спускаемся не по пути подъема.

Спуск с Перчема. Вид на Судак
Вид на Судак на спуске с Перчема

Фактически, мы траверснули Перчем. Забавное название оврага коверкали и смеялись, и теперь часто вспоминаем его. Теперь, во время любого похода, если нам встречается четко выраженный овраг, мы называем его "Шайтан в дыре", загадочно улыбаемся и с теплотой в душе вспоминаем этот наш поход.

В одном месте тропа на карте OSM отсутствует - нужно просто уходить влево, иначе можно выйти к горе Сокол. На ней мы еще окажемся, но не в этот день. А пока просто фотографируемся на ее фоне.

Перчем. Вид на Сокол.
Лена на фоне горы Сокол

Спустились в Судак уже часа в 3-4 дня, не уставшие, по прежнему, довольные. Встретилась нам забавная база-кемпинг, судя по вывеске, альпинистской направленности (приятно, что здесь на каждом шагу натыкаешься на альпинизм). Здесь нас встречал веселый такой... болванчик в каске и обвязке.

Дерево
Обратите внимание - даже он в скальной обуви!

В этот же день мы посетили Портовую Башню и Храм двенадцати Апостолов, описанные в прошлой заметке, а также повалялись немного на пляже и покупались в море. Вечером было вино, виноград и что-то вкусное. Это был идеальный день во всех смыслах.

В заметке использованы фотографии Елены Яковлевой и мои полевые видеозаписи. Скачать трек похода на Перчем.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм
Регион: Крым
Время года: Осень
Объект: Горы, Реки, Лес, Скалы, Развалины, н/к, Горы до километра, Водоёмы, Рукотворное
К заметке приложены треки: perchem.zip
Ваш комментарий будет первым!