Первая попытка восхождения на гору Фишт по классике (в июне)

Опубликовано 16.06.2013 в 00:34:58
Гора Фишт

Фишт.. Как много в этом слове.. :) Наипопулярнейшая гора, расположенная в Адыгее, возглавляет Фишт-Оштенский массив, состоящий из трёх вершин: Фишт, Оштен и Пшеха-Су. Высота горы 2867 метров. Гора хоть и не очень высокая, но весьма коварная и дьявольски-непостоянная в плане погоды. В середине июня нами была предпринята попытка восхождения на эту гору в формате ПВД.

В 6 утра в субботу, за минуту до моего выхода из дома, пошел ливень. Пришлось зачехлить рюкзак и надеть дождевик, еще даже не выйдя за порог.  Забрасывались на Партизанский приют из Краснодара на нашей "маршрутке" с замечательным водителем. Он ставил нам разные песни и мы ехали, веселясь и радуясь. Массив гор не был виден даже в районе Майкопа, погода была далеко не ясная. В Партизанском приюте нас встретило огромное количество машин. Кое-как припарковались и мы. Собрались, переоделись и двинулись вверх в сторону приюта Фишт. Движение проходило через два основных перевала: перевал Гузерипль, где установлено несколько памятников

Памятник на перевале Гузерипль

и Армянский перевал. Инструкторская щель осталась в стороне. В целом и общем всё было гладко.

Движение к Фишт приюту

Погода была удовлетворительная, вода в реке - чистая, а ритм движения - идеальным. Пред нами предстал его величество Оштен, весь в облаках.

Оштен в облаках

На перевале Гузерипль сделали фото-привал.

Перевал Гузерипль

В процессе движения пред нами показалась сама гора Фишт, почти полностью скрытая в тумане и облаках.

На фоне горы Фишт в облаках

Время от времени показывалась лишь вершина и часть ледника. Зрелище незабываемое. Перевалив Армянку, мы увидели Приют Фишт.

Фишт приют с Армянского перевала

Он казался очень близко расположенным. Однако, трекинг до него через лес, все время сбрасывая высоту, был не очень быстрым. Но, в целом и общем, учитывая все фото-остановки и мини-привалы, трекинг от Партизанки до Фишт-приюта занял у нас чуть больше четырёх часов. В приюте мы "зарегистрировались" у местного смотрителя, поставили палатки и стали готовить ужин. Было уже около 8 вечера. Тут как раз к нам подошла часть нашей группы, которая забрасывалась на день раньше нас на своих машинах. Они шли с восхождения с хорошими новостями - вершину покорили! И даже распили там шампанское :) Вечером стал срываться дождик и мы, поужинав, разбрелись по палаткам. Народу на приюте было очень много. По моим наблюдениям порядка 30 палаток. Ближе к ночи дождь прошел и мы выползли из своих укрытий, чтобы спеть походные песни у воображаемого костра (костры на территории приюта да и, вообще, заповедника, как такового, жечь нельзя). Было очень уютно и весело, но в одиннадцатом часу мы разошлись спать. Восхождение запланировали на 5 утра, подъем, соответственно, в 4:20 утра. С вечера я подготовил рюкзак, который возьму с собой. В нём только необходимое: вода, дождевики и тёплая одежда (напуганный историями о замерзших на горе туристах я основательно подошел к вопросу одежды - взял горную куртку-пуховик, шапку, свитер, пару теплых маек, перчатки и шерстяные носки). Ничего другого из снаряги у нас не было. Кошек не было. Был только один ледоруб и одна веревка 30 метров, уже не помню статика или динамика, на группу 8 человек. Ну и трекинговые палки у тех, кто оказался более подготовленный. Ночью была гроза и шел ливень. Иногда били порывы ветра. Почти всю ночь непогода проверяла мою новую палатку на прочность и палатка показала себя просто отлично! В 4 утра зазвонил будильник. Я проснулся и стал вылезать из палатки. Не скажу, что я тяжело просыпался и не выспался, но, когда вылез из палатки и увидел, что идет снег, был несколько обескуражен и мне захотелось залезть обратно :) Но я не поддался этому желанию. Срывался мелкий снег с дождём.

Палатки под снегодождём на Фишт приюте в 4 утра

Я надел пуховку, скушал гематоген, которым меня угостили с вечера, и всё стало несколько лучше в моей жизни. Потихоньку стал просыпаться и народ. Проснулась старшая группы и поставила греться воду на газовой горелке. В 5 утра мы конечно не вышли, но в 5:20 уже уверенно шли на восхождение. Дождя не было, но было мокро, сыро, пасмурно. Вместе с тем на горизонте в восточной стороне были просветы и поэтому мы решили попробовать зайти на гору. Собрав на подходе к Красным скалам всю росу с близлежащих кустов, я стал замерзать внизу (джинсы) и жариться сверху (куртка). Переоделся и все стало нормально. Подъем шел вдоль Красных скал,

Красные скалы

затем двигались по турикам. Преодолели первый снежник на склоне.

Если бы не трекинговые палки, было бы непросто.  Время от времени снимали красивые виды, которые открывались со склона. Облака то накрывали нас, то уходили и небо вновь прояснялось. Погода была совершенно непонятная.

Долина в облаках - фото с горы Фишт

Мы остановились на мини-привал.

Становилось холодно и мы потихоньку утеплялись. Мне кажется, я чувствовал себя комфортнее всех в своей горной пуховке)

Восхождение на Фишт

Далее нас ждал почти отвесный скальный склон высотой метров десять. Насколько я понял, это самый сложный участок всего подъема. Неспешно мы его преодолели и двинулись дальше. Немного сбились с пути, но после небольшого траверса

Траверс Фишта

вскоре вышли на турики снова. Постепенно нас обволакивал густой туман.

Густой туман накыравет нас на Фиште

Двигаться по снежникам становилось всё более и более непросто.

Чем дальше, тем сложнее становилось ориентироваться. На пути было все больше снежников.

В конце концов мы зашли в полнейшую фиговую видимость.

Не было видно ничего на расстоянии 5-8 метров. Мне стало несколько не по себе, и, как я понял, не одному мне. Мы решили остановиться на привал и выпить чая. В случае, если развиднеется в течение нашего чаепития - двинемся дальше, если нет - приняли решение спускаться. Мы были на высоте 2349 метров, согласно альтиметру в навигаторе. Сделали на склоне несколько общих фото, весьма веселых как оказалось :)

Общее фото перед спуском с высоты

Товарищ достал горелку и котелок, стал искать место для их установки и тут прогремел гром. Мы решили не шутить с погодой и немедленно идти вниз.

Быстро собравшись, двинулись вниз, прошли один снежник и пошел дождь. До того момента, как дождь превратился в ливень, мы успели сбросить метров сто пятьдесят. Затем к ливню добавился еще и град.

Дождь и град на спуске с горы Фишт

Идти было весьма непросто: кроссовки скользили, когда я поворачивался назад, меня хлестал в лицо ливень с градом, джинсы и обувь были полностью мокрые. Но всё-же мы благополучно спустились с горы, радуясь тому что ливень с градом накрыл нас на этой высоте а не там, наверху. Обратный путь от красных скал до приюта шел по скользкой земле, мы смешно поскальзывались и еле удерживались на ногах. Белая была мутной и полноводной как никогда.

Река Белая после дождя

К 12 часам мы вышли к приюту и с забавным чувством обнаружили, что из нескольких десятков палаток осталось шесть, четыре из которых - наши. Весь народ ушел с приюта еще утром, понимая, что в дождь в это воскресенье под Фиштом нечего делать. Дождь прекратился, мы сняли с себя мокрую одежду и обувь, попытались посушить их и параллельно разогревали обед. Я заметил у подножия горы большое количество памятников погибшим и сделал пару снимков.

Памятники у подножия горы Фишт

В 3 часа дня мы выдвинулись на обратный путь в сторону Партизанского приюта, собрав лагерь и сделав общее фото.

Общее фото на фоне горы Фишт

Была откровенная грязь, идти было не очень комфортно. Кое где в лесу я проваливался в болото почти по колено. Тем не менее мы довольно быстро добежали до перевала Гузерипль. А Фишт как раз к этому времени был чистый и открытый, как будто дразня нас. Сделали несколько фотографий на фоне горы.

На фоне открывшегося Фишта

У одного нашего товарища разболелся коленный сустав, поэтому дальнейшее движение было не очень быстрым. Кроме того, мы сошли с нашего изначального маршрута и ушли несколько не в ту сторону. Потеряв около получаса на бессмысленный подъем, повороты и развороты, мы прислушались к нашему товарищу с трекером и пошли по указанному им направлению. Нам нужно было быть на Партизанском приюте в 7 вечера - нас ждал там наш любимый водитель. Было 7 вечера, мы всё еще шли и не узнавали дорогу, что нас печалило и настораживало. Пошел восьмой час.. Девятый.. а мы всё шли, причем спускаясь всё глубже в ущелье и понимая что дорога по которой мы идём не та. Смеркалось... Наконец мы вышли к броду через Белую, который представлял собой переход по огромному поваленному дереву, и это место уже оказалось знакомым Лене. Мы были рядом с Партизанским приютом. В 9 вечера, уже в темноте мы вышли к Партизанскому приюту другой тропой (не той, которой шли к Фишт-Приюту день назад). Мы были грязные, мокрые, уставшие, вымотанные и голодные, но обрадованные тем, что водитель нас преданно ждал. За 10-15 минут мы привели себя в относительный порядок и сели в маршрутку.

В маршрутке после утомительного трекинга до Партизанки

Был десятый час вечера. Мы ехали по горным дорогам под музыку Нью-Эйдж, расслабляясь и засыпая, и в друг водитель включает нам комедию с Адамом Сендлером. Мы его не просили, наоборот, просили выключить, но он видимо нас не услышал. В итоге, около получаса она шла на экране, расположенном прямо над нами. Минут через 10 мне стало плохо. Мне казалось, что этот светящий и слепящий шумный экран давит на меня, на мой лоб, глаза, уши и меня стало тошнить. Так же я почувствовал сильную усталость и расстройство от того, что мы не взошли на гору, внезапно понял почти в тот же момент, что я потерял свою любимые солнцезащитные очки в этой суматохе, и подумал, что, если меня вдруг вырвет, то у меня нет даже пакета под рукой.. В этот момент Лена, сидящая рядом со мной, наклонилась ко мне и сказала что ей плохо. Я почему-то ничего не ответил. Я взялся за сиденье впереди меня и наклонился вперед чтобы хоть как-то укрыться от тупой навязчивой комедии и стал сдерживать тошноту. Быть может прошло минут 20. Я спросил у ребят не против ли они выключить фильм? - Все они были очень за, многим из ни так же было физически плохо. В итоге мы настояли и водитель выключил ТВ и снова включил расслабляющую музыку. И мгновенно самочувствие стало улучшаться. Мы были в Краснодаре в 2 часа ночи, учитывая разгрузку и движение на такси до дома, душ и разбор грязных и мокрых вещей, легли спать в четыре утра в понедельник. Такой вот у нас выдался поход, полный приключений :) п.с. На Фишт мы твёрдо решили вернуться в ближайшем будущем!

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Альпинизм
Регион: Лаго-Наки, Майкопский район, Республика Адыгея
Время года: Лето
Объект: Горы, Лес, Скалы, н/к, Двухтысячники
Ваш комментарий будет первым!