Пшадские водопады (в Молдованской щели), пшадские дольмены, джиппинг по Пшаде. Геленджикский район.

Опубликовано 11.05.2014 в 17:40:50
Пшадские водопады

Поселок Пшада, расположенный за Архипо-Осиповкой и относящийся к Геленджикскому району Краснодарского края, является весьма интересным и насыщенным достопримечательностями местом для туризма всех мастей - от матрасного и джиппинга до этно- вело- и каньонинга. Место весьма популярное, известно, пожалуй, в первую очередь, как долина водопадов и долина дольменов. Действительно, вдоль русла реки Пшада от поселка, а также вдоль русла многочисленных щелей - притоков реки, находится множество водопадов и дольменов. Наконец, пришло время посетить эти места и нам.

Вообще говоря, этот поход был "Планом Б" на вторые майские праздники 2014 года, который мы решили воплощать в жизнь, исходя из неблагоприятных погодных прогнозов для моих других задумок. И, тем не менее, получилось все очень здорово! Я бы сказал, неожиданно здорово.

Состав - 3 человека: моя мама, Лена и Я. Заброска на моей машине из Краснодара. Машину поставили на стоянку по таксе 200 рублей/сутки (хотя у нас почти полтора суток получилось), очень удобно. Место парковки отмечаю здесь (заехав в город и проехав Магнит, почти сразу сворачивать направо - напротив магазина "Мясо" - на ул. Красную и ехать до упора). Парковкой доволен, за машину был спокоен.

Собрались, немного перехватили завтрак и вышли на маршрут в начале десятого утра. Прошли немного вдоль реки, пошел дождь и рядом с нами остановился местный краевед на Джипе, который безвозмездно предложил подбросить нас вглубь долины. Мы согласились, и не зря, это сэкономило несколько часов пути по бродам по дождику.

Вот небольшой ролик о том, как мы ехали.

Высадившись, поблагодарили Алексея (так звали водителя), взяли у него визитку и отправились по маршруту далее. Преодолев несколько бродов (сначала разуваясь, а потом уже немного подмочив ноги, как всегда, на последнем броде), вышли к "кордону" (небольшая база на Сосновой щели),

Пшадские водопады

а, затем, и к пасеке. Время от времени встречались симпатичные пейзажи с выходами пород.

и просто красивые виды.

Пасека представляет собой настоящую базу отдыха для матрасников и джипперов. Сдаются номера. Учитывая, что мы путешествовали 9 мая, народу было очень много. Мимо нас проезжали десятки джипов и даже 2 урала доверху наполненные людишками. Все это двигалось к пасеке. Вот и мы туда добрались. Наша цель была - удаленные Пшадские водопады Молдованской щели (их там несколько десятков, но легкодоступны не все). Вообще говоря (на счет Пшадских водопадов), их в районе насчитывается около сотни. Самый первый с сервера - Оляпкин. Он находится на Красной речке. О посещении этого места подробно написано в заметке Пшадский водопад без воды. Северский район.

Итак, прошли домики и беседки на пасеке и вышли на тропу водопадов.

Очень красиво,

местами встречаются довольно глубокие купели,

в которые летом было бы классно занырнуть. Но не везде комфортно идти с рюкзаками.

Чем дальше, тем сложнее удерживать равновесие с рюкзаком на спине.

Пшадские водопады

Скользили. А нас обгоняли матраснички налегке, которые лично меня злили. Затем пошел дождь. Но, несмотря на все это мы прошли все каскады водопадов

до самого конца тропы.

Вплоть до самого высокого каскада.

Пшадские водопады

Вот обзорное видео самых красивых водопадов этих мест:

Общее фото участников "заплыва" :)

Затем решаем не останавливаться на достигнутом и не обедать, а разворачиваться и идти назад, уходя за пасеку и ища место для обеда. Такое место нашлось. Очень комфортное, вдалеке от дороги. Немного не доходя до Сосновой щели.

Пообедали, отдохнули и тронулись в обратном направлении (в направлении Пшады), перевыполняя изначальный план, благодаря тому, что нас изначально подбросили на уазике. Цель - найти удобное место для лагеря, ровное, у реки и защищенное от вездесущих джипперов, которые все больше начинали меня доставать. Найти такое место оказалось не так то просто.

Пшадские водопады

Мы долго шли в поисках стоянки, вечерело, а ничего подходящего не получалось найти,

даже выбегая на разведку близлежащих территорий. И тут буквально из ниоткуда появляется другой джиппер и предлагает подвести нас до неплохого места. Мы конечно согласились и он отвез нас на прекрасную поляну, которую мы видели ранее (на тот момент времени она была занята, а сейчас свободна). Поляна очень большая, на ней спокойно встанет большая группа туристов, а нас было всего трое. Поэтому нам было очень комфортно. Поставили палатку, разожгли костер, пообедали. Вечером очень близко выли шакалы. Настолько близко я их еще не слышал. Казалось, они буквально в 10-15 метрах. Затем выть перестали. Ночью по лагерю кто-то бродил, шевелил мусор на соседней площадке. Вероятнее всего еноты. Но в целом ночь была относительно спокойной. Так закончился первый день.

Утро второго дня, подъем в 7 утра. Я позволил себе поваляться лишних пол часика. Затем позавтракали, собрали лагерь и тронулись в обратный путь. Погода была совсем иная, нежели в первый день - было ясно, жарко, светло и сухо. До стоянки нашей машины нужно было пройти километров пять-шесть. Шли через броды не снимая обуви (мы с Леной).

Это очень освежало.

Пшадские водопады

Учитывая что не было необходимости ночевать с мокрыми ногами, я считаю что эта идея была хороша.

Мама же, как и в первый день, шла в шлепках через броды и тоже была довольна. По пути, на небольших привалах я устраивал мини-радиалки в поисках, отмеченных на карте дольменов. Повезло на третий раз, вышли на целую деревню дольменов, некотрые из которых разрушены.

А другие в очень даже хорошем состоянии.

Пшадские водопады

Уже подходя к Пшаде, обратили внимание на красный вертолёт, как-то странно летающий над нами. Как выяснилось позже, это были съемки фильма, которые проходят тут уже не первый день. Вот небольшая нарезка из моих видео:

Вышли к машине, привели себя в порядок, загрузили рюкзаки и раскланялись со сторожем. Обратил внимание на забавную картину, к которой излишними окажутся какие-либо комментарии :)

Сразу за забором, буквально в 30 метрах, по сути в черте города, находится еще один дольмен с красивым названием "Сердце матери".

Пшадские водопады

Я быстро сбегал туда посмотреть и сделать пару снимков. Рядом есть живописные гроты.

Итак, выводы:

1) Пшадские водопады - это не то место, где можно уединиться. Здесь настоящий проходной двор, особенно в праздники и выходные.

2) Посещать водопады в Молдованской щели лучше без рюкзаков. Налегке гораздо более удобно, легко, быстро и безопасно.

3) Готовясь к походу, где заведомо известно, что количество бродов больше пяти (в одном направлении), имеет смысл брать шлепки. Босиком очень некомфортно переходить горные реки по камням, кроме того разуваться и обуваться через каждый 200-300 метров очень напрягает. А позволить себе мочить ноги перед ночевкой можно разве что летом, когда очень жарко.

4) Не все джипперы - быдло. Среди них встречаются отзывчивые и добрые люди!

5) Долина реки Пшада, благодаря своему рельефу, просто идеальна для велопокатушек. Набор высоты просто смешной, броды широкие, но не глубокие.

Пшадские водопады и дольмены (долина реки Пшада) - скачать трек, посмотреть карту.

В заметке использованы некоторые ролики и фотографии Елены Яковлевой.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Джиппинг
Регион: Геленджикский район, Краснодарский край
Время года: Весна
Объект: Горы, Реки, Лес, Водопады, Дольмены, Водоёмы
К заметке приложены треки: pshada_vodopadi_dolmeni.zip
Ваш комментарий будет первым!