Поход на плато Черногор (гора Черногор или Спящий Черкес). Озеро Чеше. Апшеронский район

Опубликовано 15.05.2016 в 22:24:06
Черногор. Спящий черкес.

Позволю себе в качестве эпиграфа к заметке процитировать фрагмент моей переписки с одним моим знакомым, побывавшем на горе Спящий Черкес до меня, дабы создать соответствующую атмосферу.

И.: Черногор вообще серьёзная гора
Р.: В каком смысле серьёзная?
И.: полностью закарстованная поверхность на плато, до самого плато надо круто взбираться вверх по склону от поляны. на плато нет воды. Кроме озера в котором дохнут массово ттритоны. Разве что снег сейчас растопить можно.
И.: ориентироваться там сложно. Как только ты забрался на плато оринтиров совсем нет.
И.: кругом одни воронки как после бомбежки атомными бомбами причем в одну воронку видимо по нескольку раз били

Итак, этот рассказ о горе Черногор или, как её еще называют, Спящий Черкес. Начитавшись "ужасов" в многочисленных отчетах бедолаг поднимавшихся к озеру Чеше со стороны Агуловой балки (по классике) в июле - августе, продиравшихся сквозь заросли борщевика и ежевики высотой в человеческий рост и игравших в прятки с местными мишками, мы решили разведать эту гору на вторых майских праздниках (пока еще не было зарослей), заложив на маршрут три дня. Кроме того, было принято решение идти на гору не через Агулову балку (с севера), а с юга (маршрут был подсмотрен здесь). Я думаю, что мы правильно сделали! В целом, можно сказать, что поход удался - во всяком случае мы поднялись на Черногор и посетили озеро Чеше за 2 дня и на третий решили не оставаться. Хотя, лично для меня, этот поход был не из простых и я не могу сказать, что Черногор показался мне гостеприимной горой. Практически все из нашей группы ушли с горы не без потерь: трое спалили/подпалили штаны, один поплавил ботинки, еще двое погнули/сломали треккинговые палки, другой разорвал руку, пытаясь эти палки починить, еще один человек сильно ушиб руку в процессе рубки сухостоя для костра и потом её пришлось долго лечить, наконец, лично я первую половину второго дня вообще провалялся в палатке, т.к. чувствовал себя довольно паршиво без особых на то причин. Вместе с тем, приключение было довольно интересным.

Забрасывались на двух машинах за Черниговское и парковались у водозабора на "Серебрячке". Там действительно можно договориться с адекватными охранниками оставить машины за 200р./сутки. Учитывая, что мы собирались идти не через Агулову балку, а с юга, было целесообразнее оставить машины на поляне в полутора километрах от развилки на Водопадистый, но мне не хотелось "бросать" авто без присмотра, поэтому я обрёк группу на семикилометровый треккинг по дороге под дождём. Однако, нам повезло и после пары километров пути нас подобрал местный на "весёлой буханке" и довёз до развилки совершенно безвозмездно. За что ему большое спасибо! А выглядело это так:

Мы вышли на маршрут спустя час-полтора после парковки. Всё это время шел дождь, то усиливаясь, то ослабевая. Никаких фото/видеоматериалов с этой части пути не сохранилось. Маршрут представляет из себя постоянный взлёт переменной крутизны средней степени буреломности. Протяженность этого удовольствия около трёх - четырёх километров. Автор подсмотренного нами маршрута, забегал сюда налегке в ясную погоду и в своей заметке был полон позитива. Мы же тащили еду на 3 дня под дождём и подъем был для нас не таким беззаботным (во всяком случае скажу за себя). О том, что нас ждало бы при прочих равных условиях в Агуловой балке остается только догадываться.

Спустя пару часов мы выгребли на плато и началось самое интересное. Подобных вещей в своих прошлых походах я не припомню - идешь по тропе чётко по треку, затем тропа резко исчезает, ты продолжаешь идти, сохраняя направление, но через 5 минут видишь по навигатору, что движешься, по сути, обратно! Ориентироваться действительно было не просто даже с двумя навигаторами. Постоянно приходилось обходить громадные карстовые воронки и всё время то набирать, то сбрасывать высоту. Надо сказать, что в этот  поход я взял свой новый на тот момент рюкзак Deuter Aircontact 70 + 15, который сам по себе весит килограмма под четыре. Плюс к этому я набил все 85 литров на радостях всяким барахлом типа слэклайна, тента и прочей дребеденью, которая вообще не понадобилась, абсолютно не рассчитав свои силы. Это была ошибка. Как следствие, я еле полз, проклиная про себя и в слух Спящего Черкеса уже после второй волны спуска-подъема в районе воронок. Мне было стыдно это признавать, но идти было действительно тяжело, словно новичку. Среди сосен и этих воронок, которым не было видно конца и края, я плутал, злясь на самого себя, тормозя группу и поминутно заглядывая в навигатор. В этой ситуации меня не слабо поддержали Денис и Артур. Денис шел впереди и вёл группу оставшуюся часть пути, а Артур шел за мной, замыкая группу и не давал мне расслабиться.

Мы держали путь к малому озеру, которое про себя величали "Малое Чеше", до которого все время оставалось "двести метров", сколько бы мы ни шли. Меж тем, на высоте становилось всё холоднее. Мы все насквозь промокли от постоянного дождя. Пошли снежники. Наконец, мы выгребли на это несчастное озеро уже часам к 4-5 вечера. Надо было срочно ставить палатки - лично я (и, по моим наблюдениям, не только я) замерз настолько сильно, что меня трясло и стучали зубы. Пальцы не сгибались и мы ставили палатку "куриными лапками" - забавно зрелище :) Кое как справившись с этим, все попрятались по палаткам. Я в срочном порядке снял с себя все мокрое вплоть до трусов, надел на себя всё что было с собой сухого и залез в спальник. Затем вырубился на какое-то время. По храпу, доносившемуся из соседних палаток, стало ясно, что я не один такой.

Темнело. Надо было готовить еду, чай, рубить дрова, разводить костёр. Вылезать из спальника и высовывать нос на улицу КРАЙНЕ не хотелось. Меня хватило только на то, чтобы раскидать по кустам мокрые шмотки, схватить пакет с едой и набрать в котел снега, чтобы заняться обедом/ужином. Решили делать его в палатке, тем самым согреваясь. К нам присоединилось еще 3 человека. Так и готовили обед впятером в двухместной палатке :) В этот момент были сделаны первые фотки этого похода.

у подножия Черногора. Готовим еду в палатке.
Цуцики в палатке готовят обед

Денис с Артуром занялись костром и имели в этом деле заметный успех. Отужинав, все переместились к костру. Интенсивно сушили всю одежду (от штормовок до трусов) и обувь около него, что и привело к порче некоторых вещей. Дождь перестал идти. Ребята распили коньяк и оживленно беседовали вечером. Меня на это не хватило и я свалился спать довольно рано, уже начиная чувствовать себя не очень хорошо. На следующее утро запланировали радиалку на Черногор и озеро Чеше. Ночью мне снилась всякая дрянь.

На утро я толком так и не смог принять вертикальное положение и стать в строй и провалялся несколько часов в палатке, о чем уже упоминал. Макароны с сыром несколько поправили меня и я все-таки принял участие в восхождении.

Поднялись на вершину Черногора довольно быстро.

Дождя не было, но было довольно пасмурно и видимость была не очень.

На вершине горы Черногор
Вид (или его отсутствие) с горы Черногор в сторону Фишт-Оштенского массива

Но, не смотря на это, Лене все-таки удалось сделать целый ряд клёвых фото.

Общее фото на вершине горы Черногор

Вообще говоря, на вершинном плато горы Черногор через каждые 50 метров фотогеничные утёсы и аватаристые камни.

У вершины горы Черногор
Найди бесстрашных Артура и Лёшу

Бесстрашная Елена

А вот Денис запускает сигнальную ракету - просто так, для забавы.

На вершине горы Черногор

Затем был небольшой треккинг вдоль юго-западного обрывистого склона Черногора к озеру Чеше. Само озеро тоже "прячется", как и всё в этих загадочных местах. В целом выглядит довольно красиво. Ребята проинспектировали чистоту воды - дохлых тритонов не обнаружено.

Озеро Чеше

Сообщили, что вода в нём вполне пригодна для приготовления еды. Рядом лагерь не поставить, т.к. угол склона весьма некомфортный, но в непосредственной близости ровные поляны имеются.

Ребята устроили забег наперегонки от озера.

Затем мы вернулись в лагерь, двигаясь снова как по минному полю - обходя воронки. К слову сказать, во время похода и на спуске нами было встречено нереально количество народа - лично я насчитал по меньшей мере 4-5 групп, хотя мы ожидали, что будем там одни делить дикие просторы с медведями. Ан нет, маршрут, как выяснилось, весьма популярный.

В лагере мы перекусили, собрали вещи и начали спускаться. Решили не обедать, т.к. проголодаться не успели да и дождь снова пошел. Рюкзаки не сильно полегчали - были еще пакеты с едой на 3 день. У меня вес только добавился за счет мокрых шмоток, но мы шли вниз и это радовало. Всё время, пока мы шли, дождь тоже шел. Решили несколько срезать и от озера двинулись прямо в юго-восточном направлении, скидывая высоту по лесу, минуя закарстованное плато.

Спуск нам показался чуть ли не более длительным, чем подъем, почему так - не знаю. Спустившись на поляну, не было никакого желания идти 7 километров по дороге с рюкзаками к водозабору и я предложил ребятам остаться тут и заняться обедом, а мы с Лешей, тем временем, взяв ключи от машин и дождевики, двинулись на легке быстрым темпом к машинам, чтобы вернуться сюда уже на авто и забрать ребят. Чтобы этот жест не показался излишне героическим, напомню, что необходимость треккинга вообще в принципе возникла по причине того, что я отказался оставлять машину без присмотра в Апшеронских лесах.

Мы решили голосовать, т.к. были всего вдвоем и без рюкзаков. Вторая машина, увиденная нами, остановилась и подобрала нас. То были ребята из Краснодара, ехавшие со стороны Водопадистого. Они довезли нас до водозабора, за что им огромное спасибо! Мы переоделись, сели в машины, успокоили удивленного охранника, который порывался отдать нам деньги за "неиспользованный" день парковки (но мы естественно сдачи не стали брать) и отправились забирать нашу группу. Нас встретили вкуснейшим обедом, который мы заканчивали уже в сумерках (второго дня).

Часть дороги от этой поляны под Черногором до Черниговского показалась мне просто нереально долгой. 40 километров гравийки с ямами - час пути. Где-то в темени и глуши возле Армянского в свет фар попала оглушенная сова. Вышли из машины и увидели что её скорее всего кто-то сбил или задел и "оглушил". Она сидела посреди дороги и не реагировала на раздражители. Артур поднял её под крылья и пересадил на обочину. По Апшеронскому району и далее ехали уже ночью. Глаза слипались. В Краснодаре были уже в первом - втором часу ночи. Так закончилось наше мероприятие.

Отмечу, что, возможно, ребята из группы имеют другие, более приятные впечатления от похода. Я говорил исключительно за себя и, действительно, для меня этот поход был довольно утомительным. Сейчас отчетливо понимаю, что возвращаться на Черногор мне пока точно не хочется, как бы там ни было красиво. Разве что совсем на легке. А высота горы, между тем, всего 1754м. В принципе это и всё, что я хотел рассказать о Черногоре, больше мне добавить нечего.

Вот карта района.

Фотографии сделаны Еленой Яковлевой. Скачать трек похода на Черногор (Спящий Черкес) и озеро Чеше с юга.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм
Регион: Апшеронский район, Лаго-Наки, Майкопский район, Республика Адыгея, Краснодарский край
Время года: Весна
Объект: Горы, Лес, Озёра, Скалы, н/к, Горы до двух километров, Ущелья, Водоёмы
К заметке приложены треки: chernogor.zip
Ваш комментарий будет первым!