Кольцо вокруг Оштена в октябре за один день

Опубликовано 03.11.2017 в 15:02:34
Кольцо вокруг Оштена

Итак, Вы прочитали заголовок заметки: "Кольцо вокруг Оштена в октябре за один день". Первое, что я хочу сказать на сей счет - это получилось случайно. План не был таким изначально. Исходная задумка была следующей - сходить гору Пшеха-Су 28 октября этого года за один день, стартуя от Яворовой поляны и возвращаясь обратно тем же путем, пройдя примерно 31 километр с набором и сбросом высоты примерно 1.5 километра. Гора Пшеха-Су - это единственный из трёх примечательных двухтысячников Фишт-Оштенского массива, на котором я еще не бывал. Появилась задумка сделать это, причем сделать за один день. Но не получилось. Не получилось вот по этой причине:

Очень сильный ветер, который напрягал нас еще на Фишт-Оштеновском перевале, усиливался по мере восхождения на гору и уже просто валил нас с ног в прямом смысле, когда мы были уже на подходе к гребню (на ключевом участке маршрута). У нас не было с собой никакой снаряги (даже кошек), так что приняли решение не подвергаться риску оказаться сдутыми с покрытого настом крутого склона и развернулись (перед гребнем мы передвигались только в короткие перерывы в несколько минут между порывами, остальное время стояли на карачках крепко нагружая глубоко воткнутые в снег палки, чтобы не улететь с очередным порывом; только когда развернулись и сбросили высоту стало полегче). У Алексея, одного из четырёх участников данного мероприятия, возникла идея обойти Оштен, чтобы исключить нудный подъем на Армянский перевал на обратном пути, да и как-то в целом разнообразить, так сказать, наш досуг. Идея была действительно интересной и все её поддержали. Таким образом, мы протречили кольцо вокруг Оштена, о чем я и буду рассказывать далее, не упоминая более о неудавшейся попытке восхождения на Пшеху, которая отняла у нас 1.5 - 2 часа и скушала определенное количество наших сил.

Стартовали из Краснодара в субботу 28 октября в 01:00 ночи. Пропуска были куплены заранее в Альпиндустрии (для тех кто не знал,- это можно сделать с одним ограничением - пропуск они продают лично в руки участнику с паспортом, т.е. на группу одному человеку затарить пропуска не получится, не прибегая к приёмам джедаев), т.к. в такое раннее время (4-5 часов утра) их можно было приобрести только на КПП Узуруб (в чем, кстати, не было полной уверенности), а это было нам не совсем по пути.

В 4:30 утра мы на Яворовой: темно, холодно и безлюдно. Позавтракали готовым взятым с собой завтраком, переоделись и поспали минут 20, т.к. старт был запланирован на 5:30.

5:30 утра. Стартуем с поляны, рассвет будет только через 40-50 минут, идём с фонарями. Это был мой второй ночной треккинг в этих краях. Первый раз мы шли здесь ночью в середине августа с Денисом, чтобы успеть сходить Фишт по ЮВ гребню (2А) - успели и сходили успешно, но об этом я расскажу в отдельной заметке. Как только перешли Армянку, увидели вдалеке высоко над нами желтый свет в дверном проёме окружающей темноты и выходящий из этого света, как из корабля пришельцев, силуэт человека. Это КПП Узуруб. Не спит егерь, поди ждет нас чтобы продать нам билеты. Но мы ушли влево.

Когда мы подходили к перевалу Гузерипль, солнце уже показалось и весь восток был залит кровавым его светом, пробивавшимся сквозь разорванные облака. Был довольно ощутимый ветер, но лично я шел и кайфовал, наслаждаясь осенней природой. И, похоже, все участники (Денис, Артур и Лёша, возможно, известные вам по прошлогодним событиям на Софии) также как и я получали удовольствие от происходящего! Мы шли налегке и всё было просто прекрасно.

Армянский перевал. Отличный вид на Фишт, как всегда.

Фишт в ноябре
Фишт в конце октября

Передышка минут десять и затем продолжаем движение. Уже совсем рассвело.

Когда мы спустились с Армянского перевала и перешли речушку (приток Белой), остановившись перед лесом, задачей нашей было найти тропку (срез), которая вывела бы нас сразу к водопою на Белой (тому месту, где, обычно, народ, спускающийся с Фишта, падает без сил и жадно пьет воду, не дойдя примерно километр до Фишт-приюта). Это бы позволило сэкономить пол часа, т.к. не было бы необходимости спускаться в приют. Как ни пытались  - тропу (которая есть на OSM) не нашли. Возможно, она была здесь какие-нибудь пол века назад и перекочевала с какого-нибудь "генштаба" в неизменном виде на OSM, как иногда, похоже, бывает. Ничего кроме бурелома и жесткого колючего подлеска нашими локальными вылазками обнаружить не удалось, так что мы решили не париться и спускаться в приют по нормальной тропе и без захода на него уходить вправо к этому водопою.

Все прошло довольно быстро. На приюте не было никого, кроме егеря, очевидно, готовившего приют к зимовке и с удивлением смотревшего на нас. Вопросы мы ему не задавали и сами на вопросы не напрашивались, а быстро ушли вправо, и на этом наш с ним зрительный контакт был окончен.

Водопой на Белой. Дорога сюда от Яворовой заняла у нас в районе 3.5 часов. В целом, нормально, в график вкладывались. Здесь мы закусили немного и передохнули минут 15, затем отправились в направлении Фишт-Оштеновского седла.

На самом перевале мне еще не доводилось бывать, так что подъем был для меня нов. Первая его часть была относительно крутой, затем, после крутого поворота (на развилке с тропой на Красные скалы - по классике на Фишт), он стал более пологим и не напряжным. Нам встречалось много рябины.

Рябина у Фишт-Оштеновского перевала

Был и шиповник, очень вкусный, к слову. Под ногами было месево из липкой глинистой земли и ботинки приходилось оббивать о камни, чтобы не тащить кандалы из комьев глины. Периодически тропа пересекала снежники, которые встречались тем чаще, чем ближе мы подходили к перевалу.

Стелла на перевале стала заметной задолго до подъема на сам перевал. Подъем этот, довольно пологий, но, как выяснилось, очень нудный и долгий, однако и его одолели без особых проблем и вот мы на перевале. Тут бушует пронизывающий ветер! Все углубления в земле оказались карстовыми дырами, коварно присыпанными снежком, так что укрыться получилось только за камнем, и то укрытием от ветра это можно было назвать с натяжкой. Ветер пронизывал наши влажные спины, так что поддели флиски и устроили обед (без готовки).

Немного передохнув, стартанули на Пшеху, но... об этом я писал в начале заметки, так что просто пропущу 1.5 - 2 часа. Итак, мы ушли с перевала и двинулись на север в направлении озера Псенодах. От перевала и вплоть до самого начала спуска по Инструкторке, до которой еще было идти и идти, больше не было ни одного тяжелого набора или сброса высоты. Этот участок по рельефу очень приятный и без резких перепадов, особенно в сравнении с подъемом на Армянский перевал от Фишт-приюта.

Подошли к развилке на озеро Псенодах. Само озеро осталось внизу: нам ни к чему было терять высоту, так что мы ушли по тропе направо. Но даже издалека сверху было видно, что Псенодах уже практически пересох. Между тем, справа от нас недалеко виднелось правильной овальной формы озеро, которое подписано на OSM как "Озеро Оштен западное". К воде мы не подходили но, навскидку, издалека можно было заметить, что вода в нём хорошего качества.

Далее нас ждал многокилометровый довольно нудный (ну, за исключением видов конечно) треккинг в восточном направлении.

Обходим Оштен с северо-запада

Оштен справа от нас раскрывался, лепесток за лепестком. Простой, как большая горка в песочнице, со стороны Фишт-Приюта, здесь он демонстрировал нам всю свою геологическую сущность: скальную, обрывистую, гребневую и богатую небольшими озёрами, очевидно, карстового происхождения.

Наконец, показался Абадзеш и, затем, Блям. За все это время нам не встретилось ни одного человека. Только уже на подходе к Оштеновскому перевалу, когда уже стал виднеться домик на Армянке, пересеклись с двумя ребятами, подбирающими здесь место для ночёвки. Погода итак была не особо солнечной и спокойной, а прогноз на следующий день был вообще ужасным, но они были в курсе этого, а мы двинулись дальше.

Наконец, начали спуск по тропе вдоль Армянки (я так понимаю, это Инструкторка... По этому вопросу я нахожусь в некотором замешательстве, поскольку перевал "Инструкторское окно" находится не здесь, а немного дальше, но все называют именно это место "Инструкторкой"). Здесь уже был народ (позже выяснилось, что многие в этот день предприняли попытку восхождения на Оштен и многие, так же как и мы на Пшехе, развернулись из-за ветра под 80 - 90 км\ч.). Быстро скинули высоту, обогнав парочку групп, поздоровавшись на КПП Узуруб с егерем, который даже не спросил у нас пропуска. Примерно на середине спуска все-таки пошел дождь, так что завершающие пару километров мы топали по дождю. В целом, в дожде нет ничего плохого, если бы не необходимость потом ковыряться в грязи, намокая, переодеваясь в чистую и сухую "машинную" одежду.

Итого мы прошли ~ 30 километров за этот день. Выезжали обратно с Яворовой поляны уже затемно. Был восьмой или даже девятый час вечера, когда мы проезжали Даховскую. Было уже почти воскресенье. С утра пятницы до этого момента я поспал около 3 часов, но прогулка того стоила!

Таким образом, мы пробежали кольцо вокруг Оштена за день. К сожалению, трек данного мероприятия у меня не сохранился. Но это не большая проблема, т.к. маршрут этот весьма популярен и найти подобный трек не составит труда, при желании.

Вот, по традиции, карта местности:

В заметке использованы фотографии Дениса Цыганкова.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Скайранинг, бег
Регион: Лаго-Наки, Майкопский район, Республика Адыгея
Время года: Осень
Объект: Горы, Лес, Озёра, н/к, Двухтысячники, Водоёмы
Ваш комментарий будет первым!