В КМВ зимой. Достопримечательности Кисловодска. Курортный парк. Гора Малое седло.

Опубликовано 29.02.2016 в 22:42:02
Кисловодск. Интро.

Идея посетить КМВ давно (по меньшей мере, около года) не давала мне покоя и ждала своего часа. Впервые я задумался об этом, когда один мой товарищ предложил устроить вело-Бермамыт (плато Бермамыт — прекрасное живописное место около Кисловодска, увы, почти не доступное зимой). Затем моя коллега, которая родилась и долгое время жила в Кисловодске дала мне почитать старую советскую книгу с классными фотографиями и описаниями достопримечательностей её родного города, что поспособствовало превращению идеи в конкретный план. Затем он (план) был более детально проработан и выяснилось, что для того, чтобы успеть выполнить программу минимум, на поездку нужно заложить не меньше недели. Новогодние каникулы пришлись как раз к месту. В этой заметке я расскажу о достопримечательностях Кисловодска, которые мы успели посмотреть за полтора дня. А вообще в этом цикле представлены еще 3 отчета:

1) Зима в КМВ. Пятигорск.
2) Зима в КМВ. Около-Кисловодские достопримечательности.
3) Зима в КМВ. Восхождении на г. Бештау (из Пятигорска).

Итак, Кисловодск. Приготовьтесь прогуляться по его улицам и пройтись по тропам Курортного парка с нами. Замечательный курортный город, расположенный примерно в 35 километрах от Пятигорска (южнее и западнее). Дорога из Пятигорска на машине занимает минут 45.

Город показался мне весьма спокойным и приветливым. Отметил по-доброму забавный вид маршрутных такси - какая-то "носатая" модель Газели, если не ошибаюсь. Таких ранее не видел нигде.

Что касается дорожного движения, центральные улицы (Проспект Победы и ближайшие к ней) расположены вполне понятно, но стоит уехать чуть в сторону, как начинается весьма непредсказуемый слалом, который объясняется тем, что Кисловодск еще более не плоский, чем Пятигорск. Без навигатора или карты приезжему человеку здесь, считаю, очень непросто ориентироваться. Также как и в Пятигорске, здесь дежурило много постов ДПС.

Отдельного абзаца заслуживает общепит. Большого труда стоило найти кафе, в котором можно было нормально пообедать и то, не могу сказать, что у нас это получилось. В районе Курортного Бульвара мы зашли в три разных заведения и все три раза - неудачно. В первом женщина-официант почтенного возраста встретила нас вопросом "Что вы хотели?", после такого захотелось ей грубо ответить что-нибудь, но я сдержался. В следующем кафе было такое нереальное количество народа и плотность расположения столов была такая высокая, что я не выдержал там и 10 секунд. Такое ощущение, что зашли в таверну из "Властелина колец". В третьем кафе цены были просто баснословные, хотя каких-то особенных пеимуществ перед другими заведениями лично я не заметил. Полистав меню мы просто встали и ушли. В итоге остановились на каком-то суши-кафе, где одна бедная официантка-бармен весьма оперативно обслуживала два этажа. Очень хотелось кушать, так что даже клипы Ирины Аллегровой по ТВ не испортили аппетит. Однако, в эти минуты мы вспоминали Пятигорский "Бульвар" добрым словом с некоторой грустью и ностальгией. Таким образом, лично у меня сформировалось мнение, что в центре Кисловодска с общепитом не все в порядке.

Вместе с тем, не могу сказать, что это испортило общее впечатление от города, мы ведь сюда приехали не по кафешкам ходить, а любоваться красотами Кисловодска и гулять по парку! Об этом речь и пойдет ниже. Итак, достопримечательности Кисловодска я бы разделил на две большие группы: городские достопримечательности, курортный бульвар, и достопримечательности Курортного парка. Особняком стоят достопримечательности окрестностей Кисловодска, поэтому я выделил их в отдельный отчет.

Городские достопримечательности Кисловодска, Курортный бульвар Курортный бульвар - центральная прогулочная улица Кисловодска (наподобие нашей улицы Красной от ул. Гаврилова в сторону "Авроры").

Приятно просто пройтись по бульвару прогулочным шагом. Думаю, что летом здесь очень красивые клумбы с цветами, да и фонтаны ..работают. Что касается зданий - в основном это кафе. Заметил также парочку ювелирных магазинов. Из достойных внимания зданий остановлюсь в первую очередь на Главных нарзанных ваннах, являющихся памятником архитектуры.

Главные нарзанные ванны

Действительно, здание очень красивое. Внутри располагались бассейны и ванны с минеральной водой. Функционируют ли они сейчас - то мне неведомо.

Идем дальше и видим здание Октябрьских ванн. Архитектура совсем иная. Вместе с тем, похоже, что это заведение работало. Во всяком случае входная дверь была открыта.

Октябрьские ванны

Еще южнее расположено очень красивое здание - Нарзанная галерея.

Архитектурой это здание напомнило мне некий средневековый замок. Назначение этого места такое же, как и у питьевой галереи в Горячем Ключе, но, к сожалению, мы его работу не застали. В северной части находится так называемый "Пятачок" - место пересечения Курортного бульвара и улицы К. Маркса.

Затем мы подходим к колоннаде и фонтану,

Колоннада

которые, по сути, являются входом (одним из нескольких) на территорию курортного парка, о котором я расскажу в следующем подразделе. А сейчас переместимся отсюда по Проспекту Мира на пол километра в южном направлении и увидим Музей-Крепость.

Это историко-краеведческий музей с несколькими тематическими залами. Сам он находится на территории того, что осталось от Кисловодской крепости. Именно здесь был основан город Кисловодск.

Весьма неплохо сохранилась крепостная стена с бойницами и главные ворота.

Музей работает каждый день с 10 до 18. Как раз к 10 утра мы и подъехали. Работники музея очень приветливые. Стоимость билета в районе 100 - 200руб. К посещению предлагается несколько залов: флора и фауна Кисловодска, период Великой Отечественной Войны, Советский Союз и перестройка, наконец, древность. В целом, всё это очень напомнило мне краеведческий музей-заповедник им. Фелицына в Краснодаре. Больше всего запомнилась экспозиция, посвященная древним Аланским племенам. В зале представлены несколько деформированных (вытянутых) черепов древних аланов. Было написано, что они добивались подобного эффекта путем перетягивания головы еще маленького ребенка (с гибкими костями черепа) тугим жгутом. Довольно жутко выглядели эти черепа. Помимо этого в музее еще очень много всего интересного. Советую закладывать не менее двух часов на его посещение.

Курортный парк Полагаю, не будет ошибкой заявить, что Курортный парк - это главная достопримечательность Кисловодска! То, что начинается как типичный городской парк, плавно переходит в лес и горы высотой около километра и выше (Сосновая горка, Красное Солнышко, Малое Седло). Нечто подобное я видел в Нальчике, только там всё гораздо более запущено и дико. Здесь же, наоборот, все облагорожено, проложены десятки километров терренкурных троп разной степени сложности, есть пруд, живописные скалы-останцы, прекрасная долина роз, длиннющая (и довольно высокая) канатная дорога, пруд с кристально-чистой водой речки Ольховки, которую можно пить, березовые и туевые аллеи, вековые сосны и ели и многое другое. Это просто прекрасное место!

Если бы у меня была такая возможность, я бы зарезервировал на посещение Курортного парка дня 2-3, но, по факту, пришлось успеть все посетить за один день.

Прежде всего, как я уже упоминал, входов в парк несколько. Основных же два:
1) Главный вход от колоннады, о которой я писал чуть выше. Войдя на территорию парка сразу видим симпатичную каменную план-схему (возле Лермонтовской площадки).

Схема курортного парка в Кисловодске

Не особенно на ней можно что-то разглядеть, но выглядит необычно. Мы заходили именно отсюда.

2) Каскадная лестница - по ней мы выходили из парка вечером.

Лестница действительно каскадная и очень просторная. В верхней её части расположена небольшая ротонда. Кстати сказать, моя коллега, о которой я упоминал во вводной части заметки, говорила мне, что её дед принимал участие в процессе её строительства! Лестница ведет к улице Шаляпина (на которой, кстати сказать, расположена дача Шаляпина, мимо которой мы прошли, поэтому упоминаю о ней лишь вскользь). Вот где этот вход расположен:

Вернемся к Лермонтовской площадке, у которой мы оказались. Здесь расположено несколько интересных объектов: Лермонтовский грот с демоном (отсылка к поэме Лермонтова), небольшая колоннада и бюст Лермонтова и скульптура Орла, очень похожая на скульптуру в Пятигорске.

Двигаемся дальше вглубь парка. Очень часто по пути встречаются такие вот таблички с указанием терренкурных маршрутов.

Терренкурный маршрут (указатель)

Немного далее видим цветочный календарь.

Уже здесь тропы начинают заметно разветвляться. Слева видим домик Бабы Яги, справа -памятник А.С. Пушкину. Затем подходим к ступенькам, поднявшись по которым попадаем на аллею с исполинской хвоей: ели, сосны.

Вековая хвоя в Курортном парке

Здесь же присутствуют забавные скульптуры, например эта:

Затем мы направились в сторону Зеркального пруда и Лермонтовской набережной - в южном направлении. Пришлось немного сбросить высоту, но это того стоило. Первое что видим - речку Ольховку подо льдами и мостик "Дамский каприз" с небольшим гротом.

Мостик Дамский каприз

Перейдя по мостику Ольховку, попадаем на Лермонтовскую набережную и первое что видим - памятник М.Ю. Лермонтову без штанов :)

Лермонтов без Штанов

На самом деле это не более чем эффект восприятия, вызванный тем, что народ активно фоткается на коленях у памятника. Отсюда также видна лестница на Сосновую горку, куда мы позже поднимемся.

Лестница 1000 ступеней на сосновую горку

А пока проходим в сторону Зеркального пруда с кристально-чистой водой речки Ольховки.

Вода в нём действительно прозрачная и отражает, словно зеркало. Стали свидетелями того, как этот дядька купался в пруду.

Купание в Зеркальном пруду

Напомню, на дворе было 5 января. Однако вода по моим ощущениям, да и по словам купальщика, круглый год около 5-10 градусов тепла, что соизмеримо, например с температурой воды в озере Любви в Архызе. Но все-равно купание в пруду в январе выглядит весьма эффектно и эксцентрично.

Над прудом надстроен павильон "Зеркальная струя".

Зеркальная струя

Короче говоря, здесь очень приятно, прямо-таки "няшно" прогуляться - всё радует глаз. Но по плоскачу ходить не интересно, и, как человека со средней стадией альпинизма головного мозга, меня тянет наверх. Перейдя мостик "дамский каприз" и преодолев внушительную лестницу, поднялись на Сосновую горку. Вид оттуда открывается, в целом, весьма неплохой.

Затем мы направились в сторону нижней станции канатной дороги ("Храм воздуха") по тропе в северо-восточном направлении. Прошли мимо "чайного домика" - обычной кафешки и сразу количество людей на тропах резко возросло. Такое ощущение, что сюда резко и одновременно завезли автобуса три туристов всех мастей. Народ шел в разных направлениях, кто-то катался на санках, кто-то фоткался. Мы вышли к красным камням и полюбовались на скульптуру Орла (еще одну).

Затем, минуя еще парочку подобных объектов,

Скала со звездой

дошли до нижней станции канатной дороги и стали в очередь, которая была, замечу, весьма не маленькой. Примерно минут 40 простояли в очереди и купили "билет в один конец". От верхней станции я планировал спуститься через гору Малое седло, как мы и поступили.

Несколько слов о канатной дороге. Вагончик в точности такой же как у канатки на Машук, вмещает 20 человек. Протяженность этой линии составляет почти 2 километра. У верхней станции движение проходит на довольно большой высоте - захватывает дух и открываются красивые виды. Ходит вагончик каждый 10 минут. Во время предыдущего (перед нами) сеанса, примерно на половине пути он "завис" на пару минут. Баг это был или фича - для меня осталось загадкой. У нас движение было плавное, без остановок. Вот полное видео нашего движения (удалось забить местечко у передних окон вагончика).

Из-за того, что стекло было капитально загрязнено и замутнено, видео получилось таким, как будто я снимал его годах в 70-х. Вместе с тем, на маршруте на самом деле мне понравилось. Стоит это удовольствие рублей 250 (в один конец).

На верху (гора носит название "Красное Солнышко", в некоторых источниках встречал "Малое седло", но считаю что это неверно, т.к. гора Малое седло расположена к юго-востоку в нескольких километрах, но вообще говоря, небольшая путаница в именах налицо, возможно Малым Седлом также называется кафе у вурхней станции канатки) расположен Олимпийский комплекс, к которому подходит вполне адекватная дорога (выезд из Кисловодска со стороны ул. Седлогорской). Наверняка не знаю, но мне показалось, что этот спорткомплекс был в фазе строительства. Возле верхней станции расположена кафешка, где нет чая (!), вместо него - "сбитень" (что это такое я как раз тогда и узнал). Продавщицы, фактически, оскорбляются когда просишь у них чай и пальцем "тычут" на приклеенную к стеклу кассы бумажку с меню.

Если отсюда пройти метров 250 чётко на северо-запад, придем к классной обзорной точке - "Беседке ветров". Эльбруса мы из-за пасмурной погоды не увидели. А ведь он был...

Вид с Беседки Ветров

Прямо под верхней станцией находятся какие-то интересные гроты и каменные осыпи. Из кабинки канатной дороги я видел что там снуёт народ. Видимо, это и есть та самая тропа Косыгина - очередной терренкур - маршрут - альтернатива канатке. Спускаться мы туда не стали, а поступили иначе. Подкрепившись суперпитьём - сбитнем с мёдом, мы направились на гору Малое седло, расположенную примерно в 3 километрах по тропе к юго-востоку от верхней станции канатки. День потихоньку клонился к вечеру и хотелось-таки нормально покушать, но в целом, я рассчитал, что мы должны успеть "покорить" Малое Седло. Это, кстати говоря, тоже терренкур-маршрут и возле "Сбитневого кафе" был даже соответствующий указатель.

Опустив примерно 40-50 минут довольно лёгкого, но абсолютно скучного треккинга, перейду к описанию вершины горы Малое Седло. Высота горы 1325м. На вершине - триангулятор. Сюда доходят только матёрые женщины в возрасте с треккинговыми палками в руках и, очевидно, спортивным прошлым. Ну и мы. Большая же часть народа тусит внизу. А, между тем, виды отсюда открываются очень красивые! Лучший вид из тех, что я видел за этот день.

Вид с г. Малое Седло.
На вершине горы Малое Седло

Отсюда отлично была видна вершина горы "Большое седло", но туда не хотелось уже бежать (порядка 2 км по тропе туда и столько же обратно) и мы стали искать тропу для спуска. Вот спуск был поинтереснее подъема - местами были довольно крутые снежные склоны и обрывчики по левой стороне - хоть какая-то развлекуха.

Кстати, замечу, что нам навстречу по этой тропе героически уже почти в сумерках поднималась пара групп. Благополучно спустившись в парк и сфоткавшись у забавного "грибка",

Гриб на спуске с горы Малое Седло

мы двинулись по направлению к долине Роз, через туевую аллею.

Туевая аллея в курортном парке

Долина роз - прекрасное место, но весной и летом, полагаю, здесь гораздо красивее. Сейчас же только полюбовались кипарисовой аллеей.

Затем мы отдохнули немного у беседки над долиной роз и направились на поиски кафе, т.к. кушать уже очень хотелось. Этот день получился не менее насыщенным, чем второй день в Пятигорске. Кто дочитал до конца - тот молодец :)

В заметке использованы фотографии Елены Яковлевой.

Можно скачать трек прогулки по Курортному парк, треккинга к горе Малое Cедло и спуск с нее.

UPDATE В мае этого года мы снова вернулись в КМВ. На этот раз решили свозить сюда наших мам, поскольку, как мы выяснили в январе, здесь очень и очень приятный курорт, который весной обещал быть просто чудесным! В целом, программа у нас была та же, плюс экскурсия на плато Бермамыт.

Вот некоторые фото, сделанные в мае:

Кисловодск в мае. Курортный парк
у Беседки Ветров с видом на Курортный парк. Вот-вот пойдет дождь.

Кисловодск в мае. Курортный парк. Аллея Роз.
Вид с канатки на Долину Роз

Кисловодск в мае. Курортный парк. Сосновая горка.
Обзор на Сосновой горке

Кисловодск в мае
Кисловодский Орёл у Лермонтовской площадки

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Экскурсии
Регион: Кисловодск, Ставропольский край
Время года: Зима
Объект: Горы, Реки, Лес, Скалы, Здания и сооружения, Города, Горы до километра, Парки и дендропарки, Канатные дороги, Музеи и океанариумы, Пещеры и гроты, Водоёмы, Рукотворное, Пруды
К заметке приложены треки: kislovodsk.zip
Ваш комментарий будет первым!