Восхождение на гору Кель-Баши, 1Б. Архыз.

Опубликовано 06.09.2014 в 14:38:40
intro_kelbashi

Архыз был и остается для нас (и в первую очередь для меня), настоящей отдушиной, "Меккой" альпинизма и горного туризма. Расположен он относительно не близко, по отношению к Краснодару, но для нормального мероприятия с хорошей подготовкой и нужным количеством участников, это не проблема. Здесь масса всего интересного на любой вкус: водопады, поляны, леса, луга, горные реки, перевалы, горы, ледники, прекрасные озёра и многое многое другое. Пока что мы "осваиваем" только одно направление ("Софийское"), и радует, что остается еще столько всего интересного и, главное, вполне выполнимого, что хватит, если не на много, то на несколько лет вперед точно.

Архыз 2014

В прошлом году мы посетили Софийские озёра и предприняли попытку восхождения на Кёль-Баши (с Ледника). Попытка не удалась, но зато нами был покорён наш первый трёхтысяник. (см заметку Первый трёхтысячник. Софийские озёра. Архыз.). В этом году мы выехали в тот же район, более подготовленные, на более длительный срок и с более амбициозными планами: сходить 3 горы: Кёль-Баши, Надежду и Софию. План этот, на мой взгляд, выполнили на 85%, но впечатлений было получено много.

Итак, этот "Архызский" цикл заметок, будет состоять из трёх отчётов:
Кёль-Баши, 1Б. Архыз. (рассказ начнется ниже).
Гора Надежда. Архыз.
Гора София, 2А/2Б. Попытка штурма. Архыз (убрал)

Забрасывались в Архыз на полюбившемся уже нам микроавтобусе. Оттуда до слияния рек София и Качха-Эчни на местной буханке (в 7-8 утра на площадь Архыза выгребают все эти местные бомбилы и нанять одного из них труда не составляет). А затем треккинг вверх к Озёрам. После того как сходили Кёль-Баши, через перевал Иркиз вышли к водопадам и ушли вправо на песчаные ночевки, поставили там второй базовый лагерь, откуда ходили Надежду и Софию. Затем спустились оттуда по руслу Ак-Айры на т.н. "Ледовую ферму". Все переходы живописные, местами встречается голубика. Но многие подъемы дались с трудом, поскольку у всех были тяжеленные рюкзаки по 25-40кг. Много веса добавило общее снаряжение и еда на неделю.

В заключение вступления небольшое лирическое отступление. В моём блоге накопилось уже довольно много заметок и отчетов. Чем больше их становится, тем громче и чётче в моей голове звучит вопрос "Зачем?", при написании очередной заметки. Отчетов, более качественных и точных в интернете масса, также как фотографий, потому, что большинство маршрутов, по которым я хожу, очень популярны. Поэтому я не уверен, в том, нужно ли кому-то кроме меня то, что я делаю здесь. Вместе с тем, посещаемость блога неуклонно растёт. На момент написания этой заметки, она составляет примерно 180 посещений в день. Это не есть большой показатель, но все же это означает, что каждый день мои записи просматривают почти две сотни человек. Значит, люди что-то находят тут. Поэтому, я думаю, что надо перестать задавать вопросы, и продолжать работать. Однако, я буду очень признателен моим посетителям и читателям, если они дадут мне какую-нибудь обратную связь. В первую очередь меня интересует вопрос - что дают Вам материалы моего блога? Ну и критике/советам по улучшению буду рад! Обратную связь можно оставить прямо тут, в конце заметки в виде комментария. Спасибо за внимание, пора начать мой отчёт.

Кёль-Баши (или Минги-Кёль-Баши), высота 3243м. Первая вершина в нашем боевом плане. Базовый лагерь поставили у Большого Софийского озера. Лично я знаю 2 способа восхождения: через ледник (описание способа не встречал, в прошлом году попробовали и встряли) и через перевал Кара-Джаш и, затем, по северному гребню (маршрут классифицируют как 1Б к.т.). В этот раз мы пошли по второму нормальному пути. Лично мне кажется, что это довольно простая 1Б, поскольку всё спокойно ходится ногами. Единственный очковый участок - вершинный гребень. Есть куда лететь и где поскальзываться в дождь.

На восхождение вышли практически в полдень, поскольку всю ночь и все утро лил дождь и мы разбежались по палаткам.

Затем, дождь перестал и больше не беспокоил нас. Мы собрались, оделись и вышли на восхождение. Тропа идет вверх, на север - северо-запад, через озеро "Любви". Поравнявшись с горой Пештера, видим, что тропа поворачивает на запад. Примерно в этих местах открываются живописные виды на Софию.

София в облаках

Она выглядела тогда довольно сурово и казалась просто неприступной.

Также неплохо видны озёра и перевал Иркиз (1А), через который нам предстояло двигаться дальше на следующий день нашего путешествия.

Вид на озёра и Иркиз

Тропа теряется среди огромных валунов, по которым нужно продолжать движение. Слева могут встретится снежники у подножия горы, справа можно увидеть озеро "Верхняя запятая". Здесь надо двигаться прямо, поглядывая налево. Когда слева откроется тропа на перевал Кара-Джаш, 1А (не уверен в его названии и категории, но подъем довольно крутой), нужно повернуть на неё. Укорачиваем палки и надеваем каски. По тропам (2 параллельные то сходящиеся то расходящиеся) поднимаемся на перевал. Общее фото на перевале:

На перевале Кара-Джаш

Этот флажок было хорошо видно снизу.

С перевала видим небольшое озер. Тропа на навигаторе вела к нему а затем налево, но на самом деле это лишний крюк, абсолютно лишняя потеря высоты и выход к довольно неприятному и непонятному кулуару с сыпухой. Мы пошли так, потом тупо в лоб забирались на крутую сыпуху и долго искали тропу и турики, но лучше поступить иначе. Поднявшись на перевал, лучше по гребню вдоль обрыва выйти к склону Кёль-Баши с северо-запада.

Затем, идет относительно крутой взлёт по средней и крупной сыпухе вплоть до вершинного гребня. Тропа то читается, то теряется. Турики присутствуют. Во время подъема следует соблюдать осторожность, чтобы верхним не закидать камнями тех кто снизу. Лучше без касок сюда не ломиться (мое мнение). Набирать придется метров 150, что не мало в таких условиях. Но рано или поздно выходим к вершинному гребню, который имеет пару крутых и резких подъемов, выглядящих как каменные кубы.

Не нужно здесь мудрствовать и искать обходы справа или тем более слева (слева чистый отвесный обрыв), а идти гребень чётко в лоб, четко по центру, соблюдая осторожность. В принципе здесь можно и перила провесить или как минимум подстраховывать участников движения (в мокрую погоду, я считаю, - обязательно), но мы обошлись без этого.

Сам гребень довольно узкий и "страшный".

Вершинный гребень Кёль-Баши

Но всё-таки мы его преодолеваем и выходим на плоскую вершину. Красота.

На вершине Кёль-Баши

Отсюда открывается прекрасный вид на Софийские озёра, ледник, на котором мы были в прошлом году и гору София.

Традиционное обзорное видео на вершине:

На вершине сняли записку следующего содержания (скан подготовлен Денисом):

kel-bashi

Оставили свою. Перекусив на вершине и отметив подъем начали собираться обратно. У Дениса возникла идея спустится на ледник по кулуару и, взяв рацию (за рации огромное спасибо Алексею Кудряшову!), он с Групсой пошел на разведку. Но вблизи этот кулуар (который окрестили "кулуар Дэна Мурены") оказался не таким уж дружелюбным, так что возвращались обратно по пути подъема.

Спустились в лагерь мы вполне спокойно и довольно быстро, до темна (т.е. весь маршрут у нас занял, по моей оценке, менее 8 часов). Я решил искупаться в озере и с удивлением обнаружил, что вода в нём не холодная (теплее, чем год назад).

Первая часть нашего плана была выполнена.

Я использовал некоторые прекрасные фотографии, сделанные Еленой Яковлевой. В ёе блоге можно найти их значительно больше.

Треккинг от слияния рек София и Кашха-Эчни до Софийских озёр. Скачать трек.
Восхождение на Кёль-Баши (1Б). Скачать трек. Посмотреть карту района.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Альпинизм
Регион: Карачаево-черкесская республика, Архыз
Время года: Лето
Объект: Горы, Озёра, , Трёхтысячники, Водоёмы
К заметке приложены треки: kel_bashi_1b.zip to_sof_ozera.zip
Ваш комментарий будет первым!