Восхождение на гору Два Брата. Двубратский каньон и окрестности. Туапсинский район.

Опубликовано 15.05.2015 в 20:50:02
2_brata_intro

Речь пойдёт о нашем майском походе Большое Псеушхо - Кашина - Два брата - Анастасиевка - Георгиевское. Это то, что в реальности получилось из довольно амбициозной задумки: сходить по маршруту Большое Псеушхо - Индюк (через Кашина, Два Брата, Семашхо и Круглую) за 4 неполных выходных дня на первые майские праздники в этом году. Поход получился в целом интересным и чертовски поучительным (для меня). Дождь шёл лишь изредка, так что можно сказать, что с погодой нам повезло. Логически, все мероприятие можно разделить на две части: гора Кашина и гора Два Брата. По сему, будут созданы две отдельные заметки, вместе составляющие майскую туапсинскую серию наших приключений.

В этой части я расскажу о нашем движении от г. Кашина до подножия г. Два Брата, восхождение на гору Два Брата и треккинг к месту, откуда нас забирал водитель (по факту - окраина Георгиевского).

2 брата-гуглёрс

Это крайние 3 дня из 4. В предыдущей части я писал об участке нашего похода Большое Псеушхо - г. Кашина. Это был первый боевой день похода и начало второго дня. Прежде чем начать, в двух словах расскажу о выборе маршрута и участниках, что актуально для обоих заметок.

Маршрут был «разработан» и предложен мной в нашей группе, и, в буквальном смысле, вынесен на голосование. Наша дружная компания его утвердила. Изначально я планировал пройти следующую нитку: с. Большое Псеушхо - г. Кашина (+ радиалка до г. Семиглавой, если останутся силы и время) - хребет «Кашина-Дикилдаш-Два Брата» - г. Два Брата - г. Семашхо - г. Круглая - г. Индюк - пос. Индюк. В целом очень попсовый маршрут, однако, мне не доводилось проходить его целиком, поэтому было интересно. Стартовать решили не со стороны Индюка, а из посёлка Большое Псеушхо, т.к. не хотели попасть в толпу туристов всех мастей, которые, как известно, оккупируют и топчут Индюк на майские праздники. Однако, по факту, мы прошли меньше половины запланированного маршрута - реальность внесла свои коррективы. О причинах и выводах см ниже. Да, стоит отметить, что при составлении маршрута я ориентировался исключительно на тропы OSM и описание/трек одного небезызвестного в походных кругах товарища, имя которого я опущу, дабы быть политкорректным.

Состав участников в этот раз был довольно интересен. Основной «Шибабский» контингент (Денис, Яна, Лена, Артур, Лена и Я) и ещё двое ребят - Катя и Андрей, насколько я могу судить, только начинающих туристов. На их долю выпали непростые испытания в нашем походе и они справились, на мой взгляд, просто отлично. Ребята молодцы! Также, отмечу, что количество желающих участвовать и говорящих «да, я точно поеду» все время варьировалось, вплоть до самого отъезда. В принципе, это обычное явление, однако в этот раз флуктуации были совсем уж «яростными». В итоге пришлось не раз переделывать раскладку. Но справились. А теперь более подробно про вторую часть нашего похода.

Итак, вдоволь нафотографировавшись и отдохнув как следует на вершине Кашина, мы стали надевать рюкзаки, чтобы двигаться дальше. Артур показал в северном направлении и предположил что нам нужно двигаться туда. Я с ним абсолютно и категорически не согласился, поскольку считал, что это направление на гору Семиглавая, а нам нужно идти в противоположном. В итоге я «пошел на разведку» с навигатором наперевес, и, пройдя метров двадцать, увидел, что ухожу с маршрута. Артур был абсолютно прав - нам нужно было двигаться по гребню на север. Т.е. получилось, что я абсолютно неверно сориентировался. Тогда я сделал четвёртый вывод для себя (о первых трёх написано в предыдущей заметке): организация похода и ориентирование на местности в походе - это полностью разные вещи, как бы ни хотелось их подстричь под одну гребенку. Во время нашего дальнейшего движения Артур и Денис ещё несколько раз меня поправляли и направляли, хотя мы все были в этих местах впервые.

Наше дальнейшее движение шло по гребню в облаках.

Местами были небольшие скалки, которые приходилось пролазить.

На гребне Кашина - 2 Брата

Было довольно интересно и всем нравилось. Затем мы потихоньку стали сбрасывать высоту. Вот общая фотка на склоне.

Мы шли, а я думал о том, что нас ждёт на хребте. Была вероятность, что там будут заросли, об этом писали на форуме. Если там будет такой же бурелом, как вчера,- думал я - то это очень невесело и мы можем не успеть пройти запланированный маршрут. По пути встретил парня, который шёл от Двух Братьев по хребту второй день и подтвердил наличие труднопроходимых мест, это добавило мне ещё больше тревоги. Однако, мы зашли в лес и двигались по тропе и ничего не предвещало проблем.

Дорога была очень приятная, местами со снежком - я шёл и радовался.

На гребне Кашина - 2 Брата

Затем дорога ушла налево (путь через урочище «Третья рота» - нормальный, как я полагаю, маршрут, которым ходит большинство нормальных людей), а мы пошли прямо по хребту по тропе OSM (изначально выбрали этот вариант все вместе, хотя я честно сказал, что не знаю что нас там ждет). Вообще говоря, то, где мы шли, я бы не назвал хребтом. В моем понимании хребет выглядит не так:

Упавших деревьев становилось все больше, и вскоре мы всё-таки зашли в такую задницу, по сравнению с которой даже вчерашние приключения казались прогулкой. Через каждые сто - двести метров мы напарывались на «жандармы», которые приходилось обходить по спутанным зарослям. Здесь бы действительно не помешал мачете или подобный инструмент. Тропы как таковой не было. Периодически мы выходили на натоптанные участки, которые упирались в очередное поваленное дерево и сразу терялись. Артур предложил идти максимально без потерь высоты и я был с ним согласен. У него тоже был навигатор, однако вместо OSM у него была нормальная современная карта Генштаба. В этот момент я сделал для себя пятый вывод: ориентироваться лучше всего по нормальной карте с рельефом и этому ориентированию нужно бы мне подучиться.

Тем временем, мы заходили в глушь все дальше и дальше. Я почти физически чувствовал «лучи» раздражения и негатива в мою сторону откуда-то сзади, но ничего не оставалось, как продолжать двигаться дальше. Общий настрой портился. Я видел, что мы приближаемся к развилке дорог к Юго-западу от Дикил-Даш и уже точно решил для себя, что мы уходим с маршрута и сваливаем вниз в сторону Анастасиевки, поскольку такими темпами, какими мы шли, мы не пройдём и половину хребта за день. А ставить лагерь в тех местах, по которым мы шли категорически не хотелось. Забравшись в очередной непроходимый бурелом мы оставили ребят передохнуть, скинули рюкзаки и побежали с Дэном на разведку. Даже нашли тропу, вернулись. Затем вышли все - таки на искомый перпендикулярный направлению нашего движения волок, ведущий вниз (на котором ещё поплутали кстати) и свернули туда. Боевой настрой группы был окончательно подорван и мы медленно спускались с того что называется здесь «хребтом». Уже было 2-3 часа дня. На спуске мы встретили дядьку с картой, который шёл нам навстречу с целью разведать дальнейший путь. Выяснилось, что его группа тоже шла по этому же хребту, только со стороны горы Два Брата и там такой же бурелом, с каким столкнулись мы. Сообщили ему о нашем пройденом пути и убедили идти через «Третью роту».

Сбросив ещё пару сотен метров, мы устроились на обед и залатывание мозолей у ручейка. Отдохнули, покушали, привели себя в порядок и продолжили спуск. На дороге часто встречались следы мишки.

Следы медведя на подходе к Анастасиевке

Выйдя к речке Пшенахо увидели, что на правом берегу стоит лесопилка или нечто подобное. Мы шли вниз по течению в сторону Анастасиевки и искали место под лагерь, т.к. наступал вечер. Основным критерием поиска была чистая вода, т.к. не хотелось хлебать не самую чистую воду из мутноватого Пшенахо. Ценой нескольких разведок мы всё-таки стали лагерем на берегу Пшенахо, но воду набрали в ближайшем более-менее чистом её притоке. Эмоциональное напряжение спало. Я смирился с тем, что изначальный план нам не выполнить. Мы спокойно занялись бивуачными делами (например, Лена и Артур копали траншеи водоотведения для палаток), готовили ужин и даже выпили немного коньяка, чтобы отметить «гору» (Кашина). Рассматривали варианты планов на следующий день. Самый удачный предложил Артур - стать в районе Анастасиевских полян лагерем и сделать радиалку на Два Брата тем, кто этого желает. На этом варианте и остановились.

На следующее утро, позавтракав и собрав лагерь, двинулись к Анастасиевским полянам и стали искать место для следующего бивуака. Вариантов была масса. Критерий выбора в этот раз - чистая вода и удалённость от цивилизации. Остановились на варианте Дениса. Он нашёл настоящий лагерь с блэк-джеком и.. в смысле с удобными площадками под палатки, кухней, лавочками из брёвен и даже подобием бани. Там и стали.

Лагерь возле Анастасиевки

Единственной проблемой этого места были муравьи, которые атаковали палатки. С ними отлично справился спрей от клещей. Это было так эффектно, что я даже номинировал бы это на «звание» вывода номер шесть! Итак, спрей от клещей помогает и от муравьев.

Пообедав, определился состав группы восходителей на Два Брата: Артур, Денис, Яна, Андрей и Я. Мы с палками налегке (Денис и Андрей только несли воду в рюкзаках) вышли после обеда на тропу, ведущую к вершине горы (ту, которая южнее Двубратского Каньона). Мы шли очень бодро и по пути обогнали несколько групп с рюкзаками и без. Подъём представлял собой волок, местами ну очень крутой. Один родник, отмеченный на OSM-карте пересох, второй решили не проверять. На выполаживании сидела ещё одна группа и чего-то ждала. А мы поднялись на вершину горы, встретив по пути очередную группу, идущую вниз.

Вот мы на вершине горы Два Брата (Большой Брат).

На вершине горы Два брата

С неё открывается отличный вид на Семашхо, Шесси и даже Фишт.

Позалипали немного на вершине.

Мне удалось с вершины написать пару смсок и дозвониться до нашего водителя Николая, с целью перенести место нашей встречи с Идюка до Кривенковского, т.к. не хотелось чесать лишнюю десятку километров по трассе. На фото ниже вид на вторую вершину - Малый брат (я полагаю, она так называется) и гору Семашхо (лысая вдалеке).

На вершине горы Два брата

Спускаться решили не по пути подъёма, а с посещением Двубратского Каньона, который никто из нас еще не видел. Согласно OSM - карте, там идёт тропа прямиком к нашему лагерю. Вывод номер один (нельзя слепо верить тропам OSM) оказался и здесь актуальным. Спустившись по каньону насколько было возможно, сделали несколько сэлфи.

Двубратский каньон

и просто фотографий:

Народу в этих местах много. Затем, ушли вверх на обходную тропу по лесу, поскольку снаряжения для каньонинга у нас не было. Шли по лесу по вполне читаемой тропе, но вскоре начались места довольно крутые и не совсем приятные. Андрей все это время держался молодцом и выдерживал наш ритм движения. Вскоре мы вышли, практически, на скалы. Перебрались на другую сторону реки. Неумолимо темнело. В одном месте мы немного блуканули - пришлось возвращаться. Куда идти было не всегда понятно, т.к. тропа периодически терялась, масштабы манёвра позволяли качественно уйти в сторону до тех пор, пока это не станет заметно на навигаторе. Из-за этого мы теряли по 15-20 минут на обратный путь в подобных местах. Вся сложность была в том, что не хотелось по темноте ломиться по неизвестному каньону, плюс нас ждали в лагере. Если бы в запасе было хотябы часа 3, можно было бы не только не волноваться и не торопиться, но и позалипать в довольно живописных местах каньона, или даже искупнуться в той же «Чаше», но увы. Всё-таки нам повезло и мы вышли на нужную тропу, ведущую в лес. Уже были сумерки и окончательно стемнеть должно было в течение 20-30 минут. И мы побежали. Практически всё расстояние от «Чаши» до лагеря мы преодолели бегом в сумерках. Это было довольно весело и легко (учитывая, что высоту сбрасывали, а не набирали). Когда стали появляться первые звезды, мы уже подходили к лагерю. Нас радостно встретили наши девчата, заканчивающие приготовление ужина. Мы вкусно покушали и весь вечер, до поздней ночи, рассуждали на философские и военные темы.

На следующее утро, примерно рассчитав необходимое время движения, мы быстро позавтракали, собрали лагерь и двинулись в направлении Анастасиевской. Практически сразу пошёл дождь и не прекращался до того самого момента как уже во второй половине дня мы сели в микроавтобус. Мы бодро шли сначала до Анастасиевской, потом по её улицам (решили уже смириться с судьбой и не идти лесными тропами под дождём), затем до Георгиевского. Дойдя до Майкопской трассы и спрятавшись от дождя на ближайшей остановке, мы решили немного перекусить. Честно говоря, хотя мы шли все время по асфальту, идти аж до Кривенковского вообще не хотелось. Удалось созвониться с Николаем (он оказывается уже ждал нас в Кривенковском) и попросить нас забрать с остановки - всё-равно по пути. Было примерно 12-13 часов, когда мы уже ехали в нашем микроавтобусе в направлении Краснодара.

Итого. За 4 дня похода мы и наполовину не выполнили запланированную программу. Из пяти гор сходили две. Поход наш был больше поучительным, чем приятным, на мой взгляд. Поэтому изначально я даже не хотел о нём писать, но потом как-то смирился. А если обобщать и ударяться в мистицизм, то могу заметить, что Туапсинский район конкретно ко мне не особо благосклонен. Все мои попытки походить здесь заканчивались или тем, что я терял велосипед (ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3), или тем, что промокал и перемерзал, или тем, что ломился через бурелом, когда хотелось просто расходится по залесенным холмам, как в этот раз. Но, так или иначе, были пройдены две горы и получена офигенная качественная обратная связь по теме организации и проведения походов.

В отчёте использованы фотографии Елены Яковлевой, Андрея Гесса, а также мои фото и видео.

Также, прикладываю общий трек нашего похода, начиная от вершины Кашина, но обращаю внимание на то, что он является примером того КАК ИДТИ НЕ НАДО (за исключением маршрута на гору Два Брата :)

гора Два Брата. Посмотреть карту района.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм
Регион: Туапсинский район, Краснодарский край
Время года: Весна
Объект: Горы, Реки, Лес, Водопады, Скалы, н/к, Горы до двух километров, Ущелья, Водоёмы
К заметке приложены треки: 2_brata.zip
Ваш комментарий будет первым!