Безенги. Восхождение на четырёхтысячник Брно, 1Б.

Опубликовано 08.10.2014 в 22:21:30
brno_intro

Начинаю серию заметок про моё знакомство с альплагерем Безенги, спустя несколько месяцев после его посещения. Не знаю насколько это правильно, поскольку многие детали уже, возможно, забылись и "затерлись" другими мероприятиями, но, с другой стороны, рассказ будет более объективным и взвешенным, нежели был бы, при написании этих заметок сразу по возвращении из лагеря.

Идея посетить альплагерь возникла у меня еще летом 2013 года. На тот момент времени я и не знал о существовании не только АУСБ Безенги, но и альплагерей, как таковых вообще. Затем услышал про них от товарищей, стал интересоваться, читать, и задаваться вопросом "зачем конкретно МНЕ это надо?". Я был тогда пареньком, который отчаянно любил путешествия, походы и горы. Покупал потихоньку снаряжение. Но знаний и практики мне не хватало. И, время от времени, я сталкивался с тем, что не знаю как сделать что-то правильно и быстро, когда того требует ситуация. Более того, я не имел общего видения этой самой ситуации. Был какой-то набор "кейсов", которых на тот момент времени мне хватало, и всё.

Затем мы с ребятами поехали в Архыз, где, "покорив" свой первый трёхтысячник и "встряв" на другом, я осознал, что необходимо системное и качественное обучение и практика. И не возникло даже вопроса куда податься, решение было уже на поверхности - АУСБ Безенги. Хотел записаться в смену новичков в августе-сентябре того года, но тогда что-то не срослось у меня и я не поехал. Зато в этом (2014) году, уже мы с товарищем - Денисом Цыганковым, основательно подготовились и поехали на первую смену НП-1 (новичков). На смене примерно две недели мы жили в альпинистском лагере у подножия гор Кабардино-Балкарии, на высоте 2200м., в одной комнате с другими такими же стремящимися ребятами, как и мы, общались с альпинистами разного уровня, обучались основам альпинизма под руководством инструктора, КМС по альпинизму - Семянникова Николая Алексеевича, и в конце смены поднялись на "зачетный" пик Брно по маршруту 1Б, применив полученные знания на практике. Иными словами, это как раз то, что было нужно мне - закрепление уже имеющихся знаний и навыков по альпинизму, получение новых, опыт, общение, приобретение системности и общего видения. Это было прекрасно. Как дальше сложатся мои отношения с альпинизмом, время покажет, а пока хочу написать о своем опыте. Эта "Безенгийская серия" отчетов будет состоять из трёх заметок:

1) Безенги. Об АУСБ Безенги. Здесь я постараюсь рассказать об альплагере, как таковом, о его устройстве, людях, географии, о транспорте и т.д. Не претендую на полноту описания ни в коем разе, просто описываю свои впечатления, не более.
2) Безенги. Смена «Новичков» (НП1). В этой заметке я расскажу о своих впечатлениях от прохождения смены новичков. Что и как проходило, какие были занятия, что это дало, чему научился и т.д. Опять же, не более чем мой опыт, при этом очень кратко.
3) Безенги. Восхождение на четырёхтысячник Брно, 1Б. Заметка (представлена ниже) о нашем зачетном восхождении на п. Брно (4100м.) по маршруту 1Б. За успешное восхождение мы все получили значки "Альпинист России" с соответствующими удостоверениями и "открыли" наши новые альпинистские книжки, записав туда нашу первую официальную вершину.

Смена НП-1. Безенги.

Фотку выше даже выравнивать не стал. Так она выглядит естественно и именно в таком виде дорога мне, так же, как и, например, общая фотка моего класса на пороге моей школы какой-нибудь -дцатилетней давности. Сразу отмечу, что в этих заметках, наряду с моими фотками, будут присутствовать также очень классные фото, сделанные некоторыми моими "однокашниками": Алексеем Асеевым, Анной Сафоновой, Никитой Созоновым, Ярославом Полянским, Маргаритой Королевой и Петей Кравчук. Эта вступительная часть будет присутствовать во всех заметках Безенгийского "цикла".

Итак, восхождение на Брно по южному гребню (1Б). Для лучшего понимания ситуации рекомендую прочитать предысторию - предыдущие заметки этого цикла (ссылки выше).

Поднявшись на стоянку у озера на высоте 3324 метра (я не замерял и навигатора тогда у меня не было, но на камне так было написано) к вечеру, мы разбили штурмовой лагерь и стали готовиться к штурму нашей первой официальной вершины - пика Брно (высота - 4100м.). Сразу хочу отметить, что вся смена (т.е. 40 человек) поднималась на гору в один день, отделение за отделением. Возможно, других вариантов просто не было, но заходить на гору такой толпой мне не очень понравилось. Плюс к этому, наше (первое) отделение шло последним (и это решалось без нашего участия). Объективно же, такой порядок подъема привел к тому, что мы поднялись на вершину очень поздно и спустились уже практически в сумерках, а также довольно долго приходилось ждать (например, на полке у вершинной башни) пока пройдут другие отделения. Но всё это подытоживается довольно красиво,- вся смена успешно "защитилась" за один день.

Восхождение на Брно по Южному гребню от озера можно разбить на несколько этапов (с точки зрения участника смены, который ничего не провешивал, а просто шел наверх по маршруту, используя уже готовые перила): 1) подход к леднику; 2) подъем по перилам на выполаживание ледника; 3) движение по леднику, подход под сыпушный взлёт отрога южного гребня; 4) подъем по сыпушному взлёту отрога на южный гребень; 5) движение по южному гребню, обход жандарма; 6) подъем по вертикальным перилам, которыми была провешена вершинная башня, на, собственно, вершину; 7) вершина, ура-ура; 8) дюльфер по перилам на противоположную сторону башни; 9) обход башни, выход на гребень; 10) спуск по гребню к сыпухе; 11) спуск по сыпухе к леднику; 12) подход по пологому леднику к перилам; 13) дюльф по перилам, спуск к основанию ледника; 14) возвращение в лагерь, отмечание.

Такие вот четырнадцать этапов. Как есть. Вот по этому плану и пойдет дальнейшее повествование.

В 3:30 утра, когда мы проснулись и стали кашеварить для завтрака, уже было видно, как вереница огоньков соседних отделений обходит озеро и подходит к языку ледника, чтобы провесить перила и пройти. Последовательность действий отделений была, так сказать, доведена до нас Адельби с вечера. Примерно к половине пятого утра мы уже были готовы и двинулись к языку ледника, который уже был провешен идущими впереди отделениями. Обходили озеро по относительно читаемой тропе среди валунов. Ледник был провешен 3 или 4 веревками.

Восхождение на Брно.

В принципе, этот взлёт можно было бы обойти по сыпухе справа, но в последнее время по данным "разведки", там нехило сыпало. И даже ночью мы слышали шум камнепадов.

"Накатив" (одев кошки), начинаем подъем по перилам. Режим подъема стандартный: навязал схват, встегнул жумар, отжумарил до станции, встал на самострах,

Восхождение на Брно

выстегнул веревку из жумара, крикнул про освобождение перил и развязываешь спокойно схват, ожидая крика про перила сверху.

В целом подъем был довольно приятный, хотя пару участков были довольно крутые.

А вот здесь был симпатичный бергшрунд, который приходилось перепрыгивать.

Выйдя на выполаживание,

я увидел как отделение перед нами молча связывается и уходит. Из этого я сделал несколько выводов для себя, главный из которых - "похоже, надо связаться" :) Когда все наше отделение поднялось по перилам, мы сделали 2 связки (5 и 6 человек) и стали осторожно двигаться, обходя трещины, к основанию сыпушного отрога (по большому счету, шли по следам).

Как только мы подошли к сыпухе, стало ясно, что она довольно бодрая - как по крутизне, так и по качеству камней. Ребята, которые ушли вперед, двигались змейкой и, время от времени, спускали вниз камни, предупреждая об этом криками. Поэтому, не подходя под них, на леднике мы сняли кошки и начали готовиться к подъему (собирать веревки от связок, одеваться теплее).

Восхождение на Брно

Снежно-ледовое оставили у большого камня прямо здесь, чтобы легче было идти наверх. Инструктор все время нас поторапливал :)

Подъем на сыпуху был не быстрый, в таком же режиме - змейкой и осторожно.

Тропа время от времени читалась. Первым шел Лёша. Вся сыпуха, состоящая из довольно больших валунов, была живая. И даже при режиме движения змейкой "голова" иногда спускала на "хвост" такие валуны, что мне становилось несколько не по себе. Если бы ребята не успевали отпрыгивать, уносило бы их вместе с камнями.

Худо-бедно поднялись на полочку и сделали передышку. А затем и на гребень выползли. Места конечно очень живописные!

Восхождение на Брно

Безенгийские четырёх- и пятитысячники перед нами во всей красе! Настоящие. С нависшими снежными карнизами.

Гребень мы, по сути, траверсировали справа.

Он был не так чтобы очень крутой и высокий, но довольно "интересный" и лететь было куда. Одним словом, это было очень воодушевляющим занятием!

Практически сразу подошли к жандарму, который (во всех описаниях написано - так что академический момент прямо-таки!) обходится справа. И правда обходится.

Восхождение на Брно

Обошли. Высота была уже за 4 тысячи метров. Это было прекрасно! Самочувствие у меня было отличным. Отдельно хочу отметить и поблагодарить, чтоли, погоду - весь день ни облачка. Облака будто "задерживались" на стене и дальше не шли.

Это было очень актуально, поскольку на вершине мы были часа в 2-3 дня только!

Подошли к полке, на которой поместились отделением. Мы уже были у вершинной башни, в сущности, на финишной прямой. Башня была провешена перилами. У основания еще стояли ребята впереди идущего отделения. Это могло означать только одно - задержка в подъеме. Поэтому мы стали ждать нашей "очереди". Ждать пришлось немало. Даже удалось заметить и заснять живописную лавину.

Наконец, прозвучала долгожданная команда "Перила свободны!" и я стал подниматься до следующей станции. Подъем по башне был физически не сильно трудным (хотя мы все тут жумарили), но очень захватывающим, поскольку высота для меня была просто бешеная. Я постарался запечатлеть этот момент, как смог (см видео ниже :)

На станциях мы тоже зависали какое-то время,

Восхождение на Брно

и когда я вылез на вершину, я понял почему. Вершина представляла из себя кучу валунов с общей горизонтальной площадью не более 7-8 кв. м., с одной станцией, где могло поместиться одновременно ну человека 4-5.

Выстегиваться из перил было тогда как-то страшновато (и, как я считал, неправильно), поэтому мы все, поднявшись на вершину друг за другом, скопились на этой станции в ожидании Николая Алексеевича,

который шел последним и снимал всё железо и перила. Впоследствии, он потом шутил над нами по этому поводу. Наверное, действительно мы, 8 или 9 человек, сидевшие вокруг этой станции, были похожи на ромашку :)

Но, как бы там ни было, вершина была наша!

Восхождение на Брно

Места было мало, было высоко (и эта высота не то чтобы чувствовалась - скорее ощущалась). Хотя страшно лично мне не было. Сказать, что я "упёрся в потолок" своих возможностей я тоже не мог. Короче говоря в целом все было отлично.

Но нас еще ждал спуск.

Выйдя на вершину, наш кауч чуть ли не пинками погнал нас с вершины на спуск (по перилам на другую сторону башни), до этого момента из нашего отделения уже спустилась пара ребят, и по их "отзывам" этот спуск был довольно бодрый. Однако, по факту ничего сложного в этом спуске не оказалось, хотя изначально встегиваться в перила было несколько страхово, поскольку стать было толком не куда, а под тобой был узкий гладкий кулуар. Тем не менее, Петя поднялся и спустился по нему впоследствии, чтобы сдернуть застрявшую перильную веревку, насколько я понял, без особых проблем.

Так или иначе, спустившись, мы все встретились на полке под башней с другой стороны вершины.

Восхождение на Брно

Инструктор нас все время подгонял, поскольку времени было уже действительно много. Дальше был легкий перекус сникерсами и выход на гребень. Местами было довольно высоко (далеко лететь),

приходилось практически пролазить над обрывом,

но вышли на гребень благополучно.

В целом и двигались по нему тоже относительно без приключений, хотя и не быстро. ..пока не уперлись в один интересный снежник. Прохождение этого снежника лично мне запомнилось, как самый острый момент из всего восхождения. Это было то место, где мне действительно было довольно страшно и страх пришлось перебарывать, чтобы двигаться. Снежник был довольно крутой, а сам снег был подтаявший. Лететь вниз очень даже было куда. Его нужно было проходить, ложась (в прямом смысле слова - ну, или "прислоняясь", "облокачиваясь") на снег и мееедленно передвигая ноги. Так нужно было двигаться от силы метров пять, но каждый шаг был мучительно медленный. Нагружая поочередно то одну ногу, то другую, я чувствовал как они едут вниз и понимал, что если поеду, схватиться будет просто не за что. На последних метрах мне протянул ледоруб Ярик и я вылез. В свою очередь я протянул руку Денису. Он тоже не торопился. Я смотрел на его движения и мне по-прежнему было страшно. Я протянул ему руку (за другую руку меня держал Ярик, если не ошибаюсь), и он все-таки дошел, дотянулся и схваился за неё. И в этом было что-то очень сильное и настоящее. Вот за такие моменты я и люблю горы. Это надо почувствовать, чтобы понять. Для Андрея, который шел замыкающим, поскольку снег был уже раскрошен в дрова, ребята вообще замутили мини-перила. Эх, это было классно!

Дальше мы спустились к сыпухе и относительно быстро, убивая ботинки, "проехали" в ней до ледника, как раз к тому камню, где оставили железо. Уже безо всяких связок прошли к перилам на крутом взлете (спуске) и сейчас предстояло спускаться по нему. И всё, собственно, это был завершающий аккорд всего мероприятия. На часах было уже, если не ошибаюсь, начало шестого. Николай Алексеевич с другим инструктором, который ждал нас, спускались последними и снимали перила, выкручивали ледобуры. Я этого не видел и не участвовал в этом, поскольку взял одну из веревок и ушел одним из первых (я был дежурным и предстояло еще участвовать в приготовлении ужина, но сейчас я понимаю, что это было больше оправдание, нежели причина).

Во время спуска я почувствовал просто мертвецкую усталость. Не знаю что это было, но было. Меня в прямом смысле шатало.

Спуск с Брно.

Резкая слабость и головокружение - в результате я как стоял на станции, пристегнутый усом, так и - брык - упал набок. Со стороны, я полагаю, это смотрелось довольно смешно. Затем быстро поднялся, убедился что никто этого не видел и продолжил спуск. Спустившись на камни, я сел и минут десять, наверное, просто тупо сидел, не снимая кошки, рюкзак, не раздеваясь. Мне не было плохо, не чувствовалось одышки, давления, сердцебиения, головной боли, спазм в желудке - ничего такого, просто очень сильно кружилась голова (без тошноты и проч.) и была какая-то слабость. Состояние было очень похоже на начальную степень хорошего алкогольного опьянения - когда еще не плохо, но уже нормально так "шатает". Посидев так, я нашел в себе силы подняться и, шатаясь и спотыкаясь о валуны, побрел в лагерь, огибая озеро.

В лагере я пришел в себя минут через 30-40 отдыха. Куда делась усталость и слабость - непонятно :) Пошел за водой для ужина и стал помогать ребятам с готовкой, насколько они подпустили. Затем, через некоторое время подошел наш инструктор и ребята, которые помогали тащить железо от ледника (Ярик и Денис, если не ошибаюсь). Мы стали ужинать и отмечать гору! Мой первый четырёхтысячник, первая официальная гора, первый маршрут 1Б был сделан!

Фото отделения с видом на Брно. Безенги.

На этом цикл заметок о моем посещении смены НП1 альплагеря Безенги заканчиваю.

← Предыдущая заметка Следующая заметка →
Тип активности: Походы и туризм, Альпинизм
Регион: Кабардино-Балкарская республика, Безенги
Время года: Лето
Объект: Горы, Озёра, Скалы, Ледники, , Четырёхтысячники, Водоёмы
Ваш комментарий будет первым!